Газета Труд Черноземья

Дмитрий Автономов: Бюджет принят. Дело – за исполнением

Бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области на 2013 и период 2014-2015 годов принят.

В предстоящем году сумма средств, предназначенных на финансирование системы обязательного медицинского страхования региона, составит 14,7 млрд рублей. По сравнению с 2012 годом она увеличилась на 3,0 млрд рублей. Много это или мало для областного здравоохранения? На вопросы корреспондента газеты «Труд» отвечает директор ТФОМС Воронежской области Дмитрий Леонидович Автономов.

– Принят главный финансовый документ, который определит работу системы ОМС Воронежской области на период 2013-2015 годов. Как вы оцениваете качество основного плана доходов и расходов ТФОМС, который Вам предстоит исполнять в процессе управления деятельностью фонда в ближайшие три года?

– Утверждение бюджета территориального фонда – действительно важное событие, значение которого трудно переоценить.

Процесс формирования и принятия бюджетов и последующий контроль за их исполнением – одна из основных составляющих системы финансового управления ОМС. Это процесс оптимального распределения ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей в области охраны здоровья и обеспечения жителей региона бесплатной медицинской помощью.

Реализация всех запланированных мероприятий напрямую зависит от финансового обеспечения отрасли. Нерациональное использование средств неизбежно приведет к снижению доступности и качества оказываемой медицинской помощи и, как следствие, к снижению удовлетворенности населения уровнем здравоохранения в регионе.

Территориальным фондом была проделана тщательная, скрупулезная работа по формированию жестко структурированного в соответствии с иерархией приоритетных социальных задач, сбалансированного по доходам и расходам бюджетного плана ТФОМС.

Взятые нами за основу значения финансовых показателей сформированы в строгом соответствии с требованиями бюджетного законодательства и нормативами Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на 2013 год и период 2014-2015 годов.

Главное правило, которое мы старались соблюсти при подготовке закона – ставить конкретные задачи и показывать, как бюджетные деньги помогают их решать.

То, в каком виде Воронежская область приняла закон о бюджете ТФОМС на 2013-2015 годы – показатель колоссального внимания региональной власти и лично губернатора Алексея Васильевича Гордеева к проблемам охраны здоровья и медицинского обслуживания населения области.

– В чем именно отличительная особенность принятого бюджета ТФОМС на период 2013-2015 годов?

– Он отражает переход к принципиально новому этапу в развитии ОМС Воронежской области, для которого характерны совершенно новые задачи, высокие объемы финансирования, новые правила взаимодействия между субъектами и участниками системы обязательного медицинского страхования.

Вступивший в силу 1 января 2011 года новый Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации» предусмотрел поэтапное реформирование системы обязательного медицинского страхования, оказания и финансирования бесплатной медицинской помощи гражданам в течение 2011-2015 годов.

Начальный, можно сказать, «нулевой» подготовительный этап реформирования заканчивается в текущем году.

За это время сформированы экономические, организационные, правовые условия, подготовлена нормативная база для перехода от бюджетно-страховой к страховой модели финансирования здравоохранения.

Образована конкурентная среда между производителями медицинских услуг разной формы собственности на первичном уровне и созданы необходимые предпосылки для результативной работы медицинских организаций в условиях страхового рынка.

И в настоящем законе реализована бюджетная политика постепенной замены постатейного выделения денег на финансирование медицинских организаций из бюджетов различных уровней программным финансированием на выполненные объемы медицинской помощи в соответствии со страховыми принципами в рамках системы ОМС.

– Какие конкретно изменения, связанные с ростом расходных обязательств и финансовых ресурсов системы ОМС ожидают нас в наступающем году?

– В первую очередь, это переход на одноканальное финансирование медицинской помощи. В систему ОМС предстоит «погрузить» дополнительные виды медицинской помощи и перейти на полный тариф оплаты медицинских услуг.

В территориальную программу ОМС войдут услуги скорой медицинской помощи, диспансеризация студентов дневной формы обучения и неработающих граждан, а также отдельные мероприятия ПНП «Здоровье» и региональной программы модернизации (дополнительная диспансеризации работающих граждан, 14-летних подростков, детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, дополнительные денежные выплаты медицинским работникам первичного звена здравоохранения).

В структуру тарифа на медицинские услуги в системе ОМС будут включены все статьи расходов медицинской организации, в том числе, расходы на содержание, непосредственно не связанные с оказанием медицинской помощи: оплата услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходов на арендную плату за пользование имуществом, оплата программного обеспечения и прочих услуг, приобретение оборудования стоимостью до 100 тысяч рублей за единицу.

Поэтапный переход к оказанию медицинской помощи в соответствии со стандартами также увеличит стоимость территориальной программы ОМС, поскольку стандарту соответствуют более высокие расходы и на оплату труда персонала, и на лечебно-диагностические мероприятия.

И, конечно, бюджет 2013 года предполагает дальнейшую реализацию тарифной политики ТФОМС, направленной на установление бездефицитных нормативов оплаты медицинской помощи по ОМС на уровне не ниже федерального норматива финансовых затрат. В будущем году планируется увеличить тарифы на оплату отдельных видов медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями города и области в условиях стационара.

– Действительно, большие изменения ждут систему ОМС в следующем году. В какие суммы это обойдется фонду?

– Если говорить о тех затратах, которые с нового года будут впервые финансироваться из бюджета ТФОМС, то можно назвать следующие цифры.

Объем средств, предусмотренный на оплату скорой медицинской помощи (СМП) в 2013 году составит 911,7 млн руб.

Расходы бюджета ТФОМС на доплаты врачам и диспансеризацию в рамках территориальной программы ОМС на 2013 год спрогнозированы на уровне не ниже годовых объемов финансирования указанных мероприятий в рамках ПНП «Здоровье» и региональной программы модернизации. Это 321,9 млн рублей на выплаты участковым врачам и среднему медицинскому персоналу, 99,3 млн руб. – диспансеризация работающих граждан, 10,3 млн рублей – диспансеризация детей.

Оставшаяся сумма средств, которую мы получаем сверх прошлогодней на выполнение территориальной программы ОМС, пойдет на наполнение тарифа по основным и дополнительным статьям расходов (заработная плата, медикаменты, питание, мягкий инвентарь, текущее содержание учреждений).

– Полный тариф, финансирование мероприятий нацпроекта, услуг скорой медицинской помощи – на этом фоне увеличение бюджетной базы ТФОМС не выглядит столь существенным. Соответствует ли прибавка в бюджет тем затратам, которые будут впервые входить в него с нового года?

– Безусловно, финансовая ответственность, которая со следующего года ложится на фонды обязательного медицинского страхования, очень велика. Впервые медицинские организации в системе ОМС будут работать без бюджетной «финансовой подушки», получая средства из единственного источника – территориального фонда.

Однако и меры, предпринятые на уровне федерации и руководства Воронежской области для обеспечения сбалансированности расходных обязательств и финансовых ресурсов системы ОМС, тоже носят беспрецедентный характер.

С целью обеспечения выполнения территориальной программы госгарантий правительством Воронежской области значительно увеличен размер платежей на ОМС неработающего населения. В 2013 году он составит 5728,6 млн рублей, что на 45 % больше объема бюджетных назначений по данному виду расходов на 2012 год.

Средства на финансирование службы скорой медицинской помощи – 911,7 млн рублей – также в полном объеме будут переданы ТФОМС из областного бюджета.

Федеральному фонду обязательного медицинского страхования в 2013 году предстоит в полной мере реализовать его функцию по выравниванию условий финансирования региональных систем здравоохранения. В соответствии с частью 2 статьи 27 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» изменяется порядок предоставления субвенций из бюджета ФФОМС бюджетам территориальных фондов ОМС. С 2013 года их размер определяется исходя из численности застрахованных лиц и единого норматива финансового обеспечения базовой программы ОМС для всей территории Российской Федерации. Для Воронежской области это означает увеличение соответствующей суммы с 7900,5 млн рублей в 2012 году до 13692,6 млн рублей в 2013 году или на 73 %.

Кроме того, в бюджете ТФОМС «сидят» дополнительные федеральные средства, которые в 2012 году расходуются на программу модернизации, а с 2013 года поступают в распоряжение фонда. Это около 2,8 млрд рублей, которые в 2013 году пойдут на выполнение госгарантий оказания медицинской помощи.

И, главное, важно понимать, что экономия бюджетных ассигнований на здравоохранение с учетом повышения расходных обязательств ОМС не преследует цель урезать финансовые потребности отрасли. В данном случае экономия – это не сокращение, а реструктуризация расходов путем перераспределения ресурсов на те направления, где они наиболее эффективны.

Конечно, многое будет зависеть от конкретных условий на местах: наличия достаточного числа подготовленных менеджеров и экономистов здравоохранения, ориентированных на работу в изменившихся финансовых условиях, готовности отдельных руководителей взять на себя полную ответственность за деятельность медицинской организации, умения планировать, создавать эффективные организационные структуры и видеть перспективы развития своего учреждения.

Без этого ни один, даже самый щедрый бюджет не справится с растущими потребностями отрасли.

Поэтому, все проблемы нам предстоит решать совместно с руководителями медицинских организаций, органов управления здравоохранением, Федеральным фондом ОМС для достижения главной цели – повышения качества и доступности медицинской помощи жителям Воронежской области.

Софья Филатова
Воронеж

 

Вопросы:

Пока комментариев нет

Ваше имя:

Ваш комментарий:


* Ваш комментарий будет доступен для редактирования в течение - 10 Минут





16+