Газета Труд Черноземья

Социальные гарантии

Директор Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области дал интервью, посвященное итогам работы в 2012 году и задачам, которые предстоит осуществить в 2013 году.

– Проблемы здравоохранения были одной из центральных тем российской государственной политики в минувшем году. Почувствовали ли Вы этот «градус» общественного внимания, социальных ожиданий, обращенных к деятельности территориальной системы ОМС?

– 2012 год, действительно, был отмечен чередой важных событий в сфере государственной социальной политики, и, прежде всего, серьезными, ответственными решениями, направленными на сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации. В этом смысле политическая картина минувшего года – яркий пример того, что проблемы охраны жизни и здоровья человека в нашей стране приобрели роль стратегического императива, качество важнейшего фактора социально-экономического развития российского общества.

С 1 января 2012 года вступил в силу новый Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации». В числе первых документов Российского Президента 7 мая 2012 года подписан Указ «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения». Утверждена Государственная программа развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года в модернизационном сценарии. Вступили в силу отдельные, очень важные положения Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Все эти события самым непосредственным образом отразились в работе ТФОМС. Деятельность государственных внебюджетных фондов обязательного медицинского страхования имеет особое значение для реализации государственной социальной политики, поскольку за счет средств фондов исполняются конституционные социальные обязательства Российской Федерации – гарантии бесплатного оказания медицинской помощи российским гражданам.

Поэтому в течение всего года мы, действительно, чувствовали себя в фокусе пристального внимания органов государственной власти, профессионального медицинского сообщества, средств массовой информации. Ощущали колоссальную ответственность за результаты своей работы перед всеми жителями Воронежской области.

– Какие именно задачи пришлось решать ТФОМС в 2012 году?

– Безусловным приоритетом в деятельности ТФОМС в минувшем году было обеспечение законных прав граждан в системе ОМС; обеспечение гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи и создание условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования.

Особенности в характере и содержании этих задач тесно увязаны с реализацией положений Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в РФ», определивших специфику работы ТФОМС в 2012 году.

Вступивший в силу 1 января 2011 года новый закон об обязательном медицинском страховании предусмотрел поэтапное реформирование системы ОМС в течение 2011-2015 годов.

2012 год – это завершающий год первого, подготовительного этапа реформы. В этом году мы решали задачи по созданию экономических, организационных, правовых условий для перехода регионального здравоохранения и системы ОМС на новые правила работы, на новую, эффективную модель предоставления и финансирования качественной и доступной бесплатной медицинской помощи жителям области.

Была образована конкурентная среда между производителями медицинских услуг на первичном уровне и созданы необходимые предпосылки для результативной работы медицинских организаций в условиях страхового рынка.

Обеспечен свободный доступ в систему ОМС медицинским организациям любой формы собственности и контроль за реализацией прав граждан на выбор врача, страховой и медицинской организации.

Проведены мероприятия, направленные на обновление имеющейся инфраструктуры здравоохранения и переоснащение отрасли, на улучшение материального положения медицинских работников и решение кадровых проблем в здравоохранении.

Созданы условия для реализации единых для всех медицинских организаций области порядков и стандартов оказания медицинской помощи, которые легли в основу программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов на территории Воронежской области.

Подготовлены правовые основания для перехода на уплату страховых взносов за неработающее население Воронежской области в соответствии с единым федеральным нормативом, что увеличит их объем в 2013 году на 45,1%.

Сформирована нормативная база для осуществления «одноканального» финансирования здравоохранения региона.

Вот это основной, хотя и не полный, перечень задач, поставленных руководством страны и Федеральным фондом перед системой обязательного медицинского страхования в 2012 году, которые нам необходимо было решить в сжатые сроки, и без которых дальнейшая работа по развитию здравоохранения и совершенствованию медицинской помощи населению Воронежской области была бы невозможна.

– Как вы оцениваете результаты проделанной работы?

– Оценивая итоги работы, принято сравнивать степень соответствия результата запланированным целям и задачам. Но надо признать, что деятельность ТФОМС достаточно специфична, и такие показатели повышения качества и доступности медицинской помощи, уровня финансовой стабильности в системе ОМС, как, например, данные об изменении числа койко-дней в расчете на одного жителя Воронежской области, а также размер нормированного страхового запаса фонда, не убедят нашего читателя в том, что центральной фигурой в работе ТФОМС в 2012 году был именно он – рядовой обладатель полиса обязательного медицинского страхования.

Поэтому, говоря о результатах работы ТФОМС, я остановлюсь на тех цифрах и фактах, с которыми непосредственно может соотнести свои личные интересы любой из нас, будь он пациент медицинской организации или медицинский работник.

Нашим читателям, наверное, любопытно будет узнать, что в 2012 году медицинскую помощь за счет средств ОМС получили 1,6 млн. человек или 70% застрахованных жителей Воронежской области.

Кроме того, более 16 тысяч человек получили профилактическую медицинскую помощь в рамках региональной программы модернизации здравоохранения по направлению «диспансеризация 14-летних подростков». В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» диспансеризацию прошли около 4 тысяч работающих граждан, детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Дополнительный рост заработной платы медицинских работников, участвовав-ших в 2012 году в реализации мероприятий программы модернизации, составил более 30%, в том числе, размер доплат врачам составил около 6,0 тыс. руб. и около 3,0 тыс. руб. – среднему медицинскому персоналу.

В целях повышения доступности медицинской помощи для сельского населения в 2012 году из средств ОМС были произведены единовременные компенсационные выплаты в размере 1 млн. рублей 138 медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011-2012 годах на работу в сельские населенные пункты Воронежской области.

Индексация тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС обеспечила повышение заработной платы медицинского персонала в 2012 году от 11,3 до 25 процентов в зависимости от видов и условий предоставления медицинской помощи.

Всего на финансирование территориальной программы ОМС в 2012 году было направлено более 8 млрд. рублей, на финансирование мероприятий региональной программы модернизации здравоохранения – более 4 млрд. рублей средств обязательного медицинского страхования.

Благодаря принятым ранее решениям об увеличении тарифа страхового взноса на ОМС, централизации ресурсов в Федеральном фонде и осуществлении региональных программ модернизации здравоохранения, к 2012 году в системе обязательного медицинского страхования была решена базовая проблема отечественного здравоохранения – преодоление хронического недофинансирования отрасли.

Приоритетное значение для обеспечения гарантий бесплатного оказания жителям Воронежской области медицинской помощи в сфере обязательного медицинского страхования в 2012 году приобрела деятельность ТФОМС по контролю за использованием финансовых ресурсов и соблюдением объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в медорганизациях области.

Охват проверками ТФОМС организаций – получателей средств ОМС в 2012 году составил 100% от планового норматива. В ходе проверок целевого и рационального использования средств определялась подлинность отчетных документов, законность и целесообразность финансово-хозяйственных и производственных операций, анализ использования фонда заработной платы, обеспечение сохранности материальных ценностей, денежных средств, обоснованность использования медикаментов, продуктов питания и медицинского оборудования. Главная цель, которую преследовал ТФОМС при проведении проверок – предоставить максимальную информационную поддержку и обучить медицинские организации работе в соответствии с четкими критериями качества, действующими в системе ОМС.

По итогам контроля в 2012 году объемы нецелевого использования медицинскими организациями средств ОМС по сравнению с 2011 годом сократились в 3 раза. Доля восстановленных средств ОМС по состоянию на январь 2013 года составила 89%.

Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи жителям Воронежской области обеспечил уменьшение в 2012 году удельного веса нарушений, выявляемых в результате экспертных мероприятий, почти в 1,5 раза по сравнению с 2011 годом. Количество проведенных экспертиз достигло в среднем 15-18% от количества принятых к оплате счетов.

В структуре основных нарушений в 2012 году на первом месте остались дефекты, влияющие на объемы оказанной медицинской помощи, и дефекты оформления первичной медицинской документации. А вот удельный вес нарушений, связанных непосредственно с качеством медицинских услуг, стал значительно меньше.

Об эффективности проведенных мероприятий говорит изменение количества и структуры обращений, поступивших от застрахованных граждан в ТФОМС в 2012 году, – наиболее важный и объективный показатель обеспечения прав граждан в сфере ОМС.

Показатели 2012 года свидетельствуют о повышении удовлетворенности населения Воронежской области уровнем бесплатной медицинской помощи, а также об улучшении информированности граждан о своих правах в системе ОМС. Структура обращений застрахованных лиц в нашем регионе практически не отличается от показателей Российской Федерации в целом, при этом удельный вес обоснованных обращений ниже общероссийского в среднем на 10 процентов.

– Какие задачи на 2013 год?

– Уровень социальной ответственности и объем финансовых обязательств, которые ложатся на фонды обязательного медицинского страхования, существенно увеличивается.

В 2013 году здравоохранение переходит на одноканальное финансирование и «полную» структуру тарифа на медицинские услуги в системе ОМС.

В объеме территориальной программы ОМС запускается система всеобщей медицинской диспансеризации, ежегодной для детей и регулярной для взрослого населения в зависимости от возраста и состояния здоровья. Включаются дополнительные виды медицинской помощи – это скорая помощь и репродукция, а также расходы на осуществление дополнительных денежных выплат медицинским работникам первичного звена здравоохранения.

В соответствии с Федеральным законом от 01.12.2012 №213-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» Территориальным фондом будет продолжено финансовое обеспечение отдельных мероприятий по модернизации здравоохранения региона за счет средств бюджета Федерального фонда ОМС, а также осуществление единовременных компенсационных выплат в размере 1 млн. рублей медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 г. на работу в сельский населенный пункт или рабочий поселок.

Улучшение материальной базы учреждений здравоохранения позволит в 2013 году реализовать стандарты медицинской помощи, что также увеличит размер финансовых обязательств системы ОМС. Ведь стандарту соответствуют более высокие расходы и на оплату труда персонала, и на лечебно-диагностические мероприятия.

Основная задача ТФОМС в 2013 году – сбалансировать государственные гарантии бесплатного оказания медицинской помощи в части, касающейся обязательного медицинского страхования, и финансовые ресурсы в системе ОМС.

Предстоит осуществить целую систему мер по обеспечению прав граждан и удовлетворению потребностей населения в качественной и доступной медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования. Не только создать систему обоснованного финансового наполнения региональной системы здравоохранения, но и разработать инструменты правильного доведения средств до каждой медицинской организации, а также обеспечить контроль за эффективным использованием финансовых средств на основе тесного межведомственного сотрудничества и взаимодействия.

Софья Филатова
Воронеж

 

Вопросы:

Пока комментариев нет

Ваше имя:

Ваш комментарий:


* Ваш комментарий будет доступен для редактирования в течение - 10 Минут





16+