Газета Труд Черноземья

Ученик королей

Оглядываясь на прошлое, осознаешь, насколько стремительно несется река по имени Время. И начинаешь больше ценить мгновения дня нынешнего. Казалось, это было вот-вот, на днях, а прошло уже 40 лет...

В далеком 1973 году по Воронежскому областному радио впервые прозвучали позывные радиошколы «Шахматные короли». Предназначена была передача для юных поклонников игры. Выходила два-три раза в месяц. И за короткий срок стала весьма популярной, особенно среди сельских школьников. Да это и понятно, радио в тот период было огромной информационной площадкой, объединяющей своими передачами жителей как городских, так и проживающих в глубинке. А здесь были и шахматные уроки, и конкурсы по решению задач, комбинаций, сообщения по итогам различных соревнований. Вел передачи автор данной статьи. Одним из учащихся заочной школы был и Александр Лукин из села Отрадное Новоусманского района Воронежской области. Он, кстати, был первым из школьников, давшим на радио интервью. Впоследствии Александр с автором статьи был связан много лет, сделал немало для развития и пропаганды шахмат в регионе. И рассказать об Александре Лукине (1958-1999 г.г.), подвижнике шахмат, хотелось давно.

Закончил он Отрадненскую школу на пятерки и четверки, а до ее завершения заинтересовался шахматной игрой. Ездил в Воронеж, где в помещении областного шахматного клуба занимался у тренера Виктора Шамрая.

После школы, а было это в 1975 году, поступил в Херсонское мореходное училище, а после его окончания в 1979 году работал на судах пароходства «Рыбразведки» четвертым помощником капитана, а через какое-то время стал вторым помощником. Домой вернулся в 1983 году. И здесь проявились его талант и способности шахматного организатора.

В тот период в областном шахматном клубе при участии РОО «Шахматная федерация области» в самом расцвете было такое направление, как шахматная композиция. Проходили и чемпионаты области, и городские соревнования, и районные, и областных спортивных обществ, и городской шахматной школы. Приходили в течении года десятки тысяч писем с ответами на задачи и этюды. Судейские коллегии работали в клубе дотемна.

Александр помогал проверять подготовленные для конкурсов задания, занимался также большой организационной работой.

В то время без всяких компьютеров мы систематизировали огромный шахматный материал. К примеру, те же конкурсы по составлению задач и этюдов требовали к себе огромного внимания. Любая оплошность судейской коллегии вела к искажению результатов соревнования.
В разное время в с. Новая Усмань он работал и инструктором по туризму в Доме пионеров, и преподавателем шахмат, и директором местного стадиона «Олимпийский». Но каждый, или почти каждый вечер, приезжал в Областной шахматный клуб, где судил соревнования. Интерес тогда к шахматной композиции был огромен. В клуб шли и шли участники соревнований. Это было и массовость, и мастерство, и приобщение к культуре. Деятельность организаторов в этом направлении была замечена на всесоюзном уровне.

Воронежцы становятся постоянными участниками Всесоюзных фестивалей по шахматной композиции, проходящих в Одессе, Киеве, Минске. Одним из постоянных участников являлся Александр Лукин.

А учиться на фестивалях было чему. Здесь присутствовали и чемпионы мира, и чемпионы республик, областей, гроссмейстеры, международные мастера спорта, мастера спорта СССР.

Мы с ним бывали в Кишиневе, и Ялте, Евпатории, Таллине, Риге, Вильнюсе и других городах. Играли и в международных турнирах и соревнованиях, проводившихся в Ленинграде. В конце 80-х годов шахматная делегация стала постоянно выезжать в г. Бровары Киевской области. Встречи с шахматистами всех возрастов запомнились как и хозяевам, так и гостям надолго. Тогда на Украине эти встречи широко освещались в печати. Одним из тех, кто тщательно готовил их, был Александр Лукин. Активно он участвовал от Новоусманского района и в фестивалях областного уровня, которые стали проводится в регионе с 1996 года, и ставших знаковым явлением для сельских шахмат.

Трагически оборвалась жизнь Александра в 1999 году.
В нынешнем ему исполнилось бы 55 лет.

Расставьте фигуры

Малое количество фигур на доске – еще не повод говорить о легкости решения приводимого этюда. Наоборот, оно достаточно сложное. И даже подсказки могут не помочь, а лишь запутать. Наш совет – определитесь вначале с планом, посмотрите учебники, найдите раздел окончаний, где три фигуры остаются против одной и попытайтесь в своих планах выиграть одну из фигур. Но финал этюда все равно будет нестандартен.

И даже после решения вопросы, наверняка, будут. Зачем, спрашивается, первым ходом уводить слона в угол? Да все очень просто, если бы он стоял на прежнем месте, то четвертым ходом черные могли бы напасть не на одну, а на две фигуры и выиграть одну из них. Или зачем черные сделали такой непонятный шестой ход? Для того, чтобы слон белых никуда не ушел. А в случае размена два коня белых выиграть не смогут.

Диаграмма №1.
А.Гурвич, 1929г.
Белые начинают и выигрывают
Угловой финал

Проверьте себя.
1. Сh1! Сd2 2. Ка7 С:b4 3. Кc6+ Крf4 4. К:b4 Крg3 5. Кf1 Крf2 6. Кd2 Кh2! 7. Кd3+ Крg1 8. Кf3+Кр:h1 9. Кf2x


Юрий Селявкин
Воронеж

 

Вопросы:

Пока комментариев нет

Ваше имя:

Ваш комментарий:


* Ваш комментарий будет доступен для редактирования в течение - 10 Минут





16+