В Воронеже поставили оперу Генделя «Орландо»
Музейный экспонат или живой современный спектакль?
Музейный экспонат или живой современный спектакль? С таким выбором придется столкнуться каждому, кто задумает поставить оперу Георга Фридриха Генделя «Орландо» («Роланд»). В любом случае, потери неизбежны.
В Воронеже решили пойти вторым путем. Написанная в жанре opera-seria немецким композитором для английского театра в 1733 году и поставленная в 2011 году в Воронеже опера «Орландо» зазвучала по-новому, но не потеряла очарования и художественной ценности.
К счастью, музыка нисколько не устарела. «Орландо» - это довольно большой объем замечательного музыкального материала, с которым оркестр и солисты театра оперы и балета успешно справляются. И хотя данный спектакль был бы более уместен во дворце где-нибудь в центре Европы или в богатой усадьбе какого-нибудь русского барина, сыграли его в одном из залов областного художественного музея имени Ивана Крамского. Постановщики умело использовали то обстоятельство, что зал имеет три выхода. Каждый из них задействован максимально. Персонажи свободно перемещаются по авансцене, покидают ее и появляются снова – уже с другой стороны зала. Впрочем, говорить об авансцене всерьез не приходится. Действие разворачивается в метре от зрителей. Было бы непростительным упущением не обыграть это обстоятельство. И вот Орландо (Алексей Тюхин) доверяет зрительницам первого ряда немного подержать свою шпагу. А в сцене сумасшествия того и гляди упадет на кого-нибудь или проткнет шпагой. Разумеется, это только прием, но весьма эффектный.
В спектакле минимум реквизита и бутафории. Вся нагрузка ложится на певцов, которым приходится активно играть, много двигаться, перемещаться (в том числе и в горизонтальном положении), активно использовать мимику. Все крупным планом, все рядом. Каждый из 75 зрителей может считать себя участником действа. А звучание оркестра, находящегося от тебя в паре метров, волнует куда больше, чем если бы музыканты восседали в оркестровой яме.
Заметный вклад в общий успех внесли молодые солисты театра, которым достались сложнейшие партии с их бесконечными фиоритурами. Алексей Тюхин (Орландо), Игорь Горностаев (Медоро), Людмила Солод (Анжелика), Анастасия Черноволос (Доринда), Александр Назаров и Иван Чернышов (Зороастр) не просто замечательно справились с вокальными партиями и ансамблями, но и показали себя изобретательными, подвижными (внутренне и внешне) актерами. И когда в финале звучит музыкальный апофеоз, приобщающий публику к вечной гармонии, возникает стойкое ощущение творческой удачи.
Екатерина Данилова
Воронеж
|
Вопросы: