Газета Труд Черноземья

Культура, способная объединить

В Воронеже широкой аудитории представили исследовательский доклад под названием «Воронежский пульс. Культурная среда и культурная политика».

В Воронеже широкой аудитории представили исследовательский доклад под названием «Воронежский пульс. Культурная среда и культурная политика».
Объемный фолиант, по всем меркам претендующий на докторскую диссертацию, написан большой группой соавторов. Среди них – доктора и кандидаты наук, основатели музеев, руководители издательств и культурных программ, краеведы, журналисты, писатели, бизнесмены, коллекционеры и чиновники. Труд, подготовленный под руководством ректора Воронежской академии искусств Эдуарда Боякова, по идее авторов, должен стать интеллектуальной основой для создания в регионе «…пространства общих культурных интересов и объединения общества». В презентации доклада принял участие губернатор региона Алексей Гордеев.
На четырехстах семидесяти страницах текста, таблиц и диаграмм в тридцати двух главах изложены отнюдь не академические исследования и выкладки, а все суммарное произведение – вовсе не официальный документ с инструкциями, подлежащими сиюминутному исполнению. Эдуард Бояков уточняет – это начало большого процесса наблюдения за культурной средой, своего рода ее «зондирование». Несколько месяцев разбирались в том, что же происходит с современной культурой в России вообще и в Воронежской области в частности. Занимались этим несколько десятков специалистов из нашего Отечества и зарубежья: Санкт-Петербурга, Москвы, Воронежа, Глазго и Лондона.
В докладе обозначены три стратегии развития культуры. Первая – социальная, она же – просвещение, доступность для каждого «жемчужин» отечественной и мировой культуры, будь то симфонический концерт для фортепиано с оркестром Чайковского, музыка древнего Китая, «Божественная комедия» Алигьери Данте или поэзия Федерико Гарсиа Лорка. Вторая стратегия с новомодным, но не совсем благозвучным названием – стратегия «брендинга», или создания особого климата, репутации, консолидации культурной элиты. Исследователи полагают, что в регионе уже давно требуются престижные, важные культурные проекты, реализация которых привлечет инвесторов. Третье направление подразумевает развитие творческих индустрий или, чтобы было понятнее, – творческой экономики. Культура, уточняет Бояков, перестала быть дотационной, она в состоянии создавать прибавочную стоимость. В эпоху нарождающегося российского капитализма – тема очень актуальная. Любые культурные практики – симфонические оркестры, солисты оперы, киноиндустрия, издатели книг, масс-медиа, мультипликация – все производят капитал.
– Сегодня хотя и со скепсисом, но обсуждается идея самостоятельности учреждений культуры, их автономность по примеру НКО – некоммерческих организаций, – конкретизирует Эдуард Бояков. – Те же права, доход от деятельности, но без коммерческой прибыли.
В докладе эти процессы называются объективными, а формирование эффективной культурной политики ставится в прямую зависимость от синтеза указанных трех стратегий. Доклад, как считают его авторы, должен заинтересовать все общество: многонациональную и многоконфессиональную интеллигенцию, которая зачастую и есть часть общественной культуры, ее производная, можно даже сказать – генерация. Заинтересует людей со средним образованием, предпринимательство, чиновничество. Бояков уверен: так должно быть, потому что «…культура – та платформа, что призвана объединить общество».
– Разобщенность – характеристика современного российского общества, – пояснил руководитель исследования. – Пусть культура станет нашим общим интересом. Губернатор Алексей Гордеев подчеркнул, что культурная сфера не только объединяет людей, но и является показателем уровня жизни.
– Все мы живем в условиях глобальной конкуренции, которая охватывает и отдельных людей, и субъекты РФ. Приходится сражаться за то, чтобы к нам ехали жить и работать люди с высоким уровнем образования, профессионалы. Казалось бы, главным критерием выбора здесь должна была бы быть экономика, но на первое место выходит вопрос среды, в частности, культурной. В широком смысле слова культура – это уровень нашей жизни, от нее зависит создание комфортного пространства для всех, – сказал губернатор.
По итогам исследования, проведенного группой авторов доклада, расходы на культурную сферу из консолидированного бюджета Воронежской области составляют примерно четыре процента от общей суммы расходов, что является средним показателем для регионов Центрального Федерального округа (ЦФО). В числе прочего, например, внимания к музеям и популярности разного рода фестивалей, регион отличает трепетное отношение к культурному наследию.
– Нигде в России больше нет такого количества мемориальных досок и школьных музеев, как в Воронеже, – отметил Эдуард Бояков.
Руководитель экспертной группы кратко обозначил и ряд рекомендаций. Так, была дана рекомендация по разработке комплексной программы брендирования Воронежской области. Согласно результатам исследования, воронежцы воспринимают и позиционируют свой город и область иначе, нежели жители других регионов России или иностранцы. В частности, «брендами» своего города воронежцы назвали поэтов Алексея Кольцова и Ивана Никитина, первого российского императора Петра Великого, строившего здесь флот, а также писателя Андрея Платонова. В это же время, гости города первой ассоциацией с Воронежем называют персонажа мультфильма – Котенка с улицы Лизюкова.
Кроме того, в рамках социальной стратегии, необходимо усилить просветительскую деятельность и повысить доступность культуры для всех слоев населения. Также акцентировалось внимание на формировании центров культурной среды области – направлений или событий, которые способны стать брендом, выиграть в конкурентной борьбе у других регионов.
– Что-то мы пока оцениваем как недостаточно перспективное, а что-то является уже сегодня практически сформировавшимся брендом Воронежской области. Например, краеведение, – добавил ректор Воронежской академии искусств.
Глава региона отметил, что многие из рекомендаций, данных авторами доклада «Воронежский пульс. Культурная среда и культурная политика», совпадают с уже имеющимися у руководства области планами по развитию культурной сферы.
– Культурная политика становится основой формирования среды жизни, и мы здесь видим целую систему взаимосвязанных блоков. И преимущество Воронежской области в будущем может состоять в первую очередь именно в раскрытии человеческого потенциала, а уже потом в сельском хозяйстве и производстве, – заявил Алексей Гордеев. – Главный вопрос сейчас к власти – как нам всю полученную информацию систематизировать и использовать при реализации программно-целевого подхода. Чтобы мы, расставив приоритеты, могли реализовать наши ресурсные, прежде всего, финансовые возможности максимально продуктивно.


Борис Владимиров
Воронеж

 

Вопросы:

Пока комментариев нет

Ваше имя:

Ваш комментарий:


* Ваш комментарий будет доступен для редактирования в течение - 10 Минут





16+