Газета Труд Черноземья

Барьеры перед коляской

или рассказ о том, как нарушаются права инвалидов

В один из лучезарных летних дней задумал я прогуляться по главной улице Воронежа – проспекту Революции, которую все чаще называют по-старому Большой Дворянской. Начали мы эту прогулку с известным воронежским юристом Петром Владимировичем Шатиловым, избравшим в своей деятельности весьма специфичное поприще – защиту прав инвалидов-колясочников.

Каждый десятый житель нашей области, поведал мне мой спутник, – инвалид по тому или иному заболеванию. От общего их числа – почти треть передвигаются на колясках или при помощи костылей. Таких, кто оказался в немилости у судьбы, насчитывается в Воронеже более 16 тысяч.

Их нужды, проблемы Петр Владимирович знает изнутри. Он сам является инвалидом-колясочником. И волнует его прежде всего невозможность для этой маломобильной части населения беспрепятственно передвигаться по городским улицам, попадать в государственные учреждения, магазины, офисы, лечебницы, аптеки.

Прогулку по Большой Дворянской начали мы с Петром Владимировичем от ее привокзальной части. И первое серьезнейшее препятствие встало на пути его коляски у подземного перехода, что у Петровского спуска. Никак не могла она спуститься по отвесным ступеням вниз – не было предусмотрено тут покатого пандуса с перилами, что позволил бы миновать те ступени. И не было, естественно, никакого пандуса при выходе из того тоннеля...

Пришлось нам в этой ситуации чуть ли не слезно просить помощи «гаишника» - перекрыл он на минутку уличный автопоток, дал возможность коляске моего спутника пересечь перекресток в сторону Петровского сквера. Но и дальше не обошлось без многочисленных барьеров. Владельцы попадающихся нам навстречу магазинов, аптек, офисов обложили прилегающие к ним участки тротуара плиткой, не забыв, конечно, пометить свою «границу» высоким бордюром. На эти бордюры и стала натыкаться коляска Петра Владимировича. И если б не моя подмога, тут-то и окончилось бы досрочно наше обоюдное путешествие по Большой Дворянской.

Но мы решили с Петром Владимировичем, несмотря ни на что, все-таки преодолеть главную улицу Воронежа. Немалые помехи создавали инвалидной коляске сточные канавки по тротуару, тут и там идущие от водосточных труб. Ни одному владельцу домовладения, магазина, офиса, не пришло даже в голову покрыть плиточную канавку каким-нибудь соединительным мостком. Мы с Петром Владимировичем оказались свидетелями того, как идущая нам навстречу юная мама едва удержала в руках детскую коляску, внезапно угодившую в глубокую выемку тротуара.

Часа через два вот таким черепашьим шагом насилу добрались мы до Кольцовского сквера, пройдя всего-навсего каких-то полтора километра. Но и в сквер этот не сразу удалось моему спутнику въехать. Опять встал на нашем пути барьер в виде плиточного бордюра!

На всем протяжении Большой Дворянской невесело поглядывал мой спутник на крутые ступени всевозможных подъездов и подходов. Не могла, к примеру, его коляска подъехать к дверям стоматологической лечебницы, главной почты Воронежа, Сбербанка, адвокатской конторы, гастронома «Утюжок».

Трактир «Елки-палки» на пути нам попался. И опять вход туда Петру Владимировичу был закрыт из-за ступенек у крыльца, хотя реклама и обещала радостно: «Шведский стол с неограниченным количеством подходов!»

Завершилось наше путешествие у здания областной библиотеки имени Никитина. Указал мне Петр Владимирович на изящный кованый железный пандус у парадных дверей. Прокомментировал: «Сладили его, конечно, для нас, неходячих. Да что толку? Не подходит этот пандус ни к одной инвалидной коляске. Узок слишком!»

Не столь лучезарным оказался тот июньский день для моего спутника после прогулки по Большой Дворянской. Поведал он мне напоследок о недавней встрече «колясочников» с заместителем мера Натальей Шлычкокой (ныне бывшем). И она сказала, что проблема передвижения по городу этой категории инвалидов у них, начальников, особым грифом помечена. Да попробуй все сразу исполнить – слишком ограничен бюджет, слишком неохотно идут владельцы всяческих заведений на реконструкцию тех же ступеней.
Все эти утверждения, как опытный юрист, доказательно опроверг мой спутник. Во-первых, существует государственный СНИП (строительные нормы и правила). Касаются они и обустройства пешеходно-транспортных сетей в интересах маломобильной части населения, и проектирования, реконструкции зданий с учетом возможного посещения их инвалидами. Уже само отклонение от этих норм и правил влечет за собой серьезные штрафные санкции. Во-вторых, никто не отменял распоряжения главы обладминистрации «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры». А основано это распоряжение на действующем федеральном Законе «О социальной защите инвалидов». В-третьих, как это ни парадоксально звучит, не требует изрядных финансовых вложений вышеобозначенное благоустройство пешеходно-транспортных сетей. Больше того, значительная экономия средств тут выявляется. Куда дешевле сделать на том же тротуаре простенький скат для инвалидной коляски, нежели тут и там укладывать плиточный узор для бордюра. И вовсе не надо делать показушные пандусы у парадного входа всякого рода офисов.

Вполне достаточно для инвалидной коляски подняться к дверям по встроенному пологому скату, заменяющему собой одну из сторон лестницы.

- Попробуйте подсчитать, - делился со мной Петр Владимирович, - сколько тут мрамора, гранита сэкономится, насколько меньше будет трудовых, денежных затрат. Нет, не подсчитаете! Ведь таких лестничных маршей в миллионном городе тьма тьмущая!
Распростившись с Петром Владимировичем, я все же пробовал кое-что подсчитать. Взять хотя бы тот же металлический пандус у областной библиотеки. Запросила за его установку одна стройфирма 7 тысяч рублей. А мог бы, обойтись он куда дешевле. Для такого пандуса вполне хватило бы шесть-семь десятков силикатных кирпичей по заводской цене в 6 руб. 31 коп. за штуку.

Проблема беспрепятственного передвижения «колясочников» по городу вполне решаема, если взяться за нее заинтересованно, профессионально, если провозглашать милосердие не только в докладных записках и речах. За таким опытом милосердия далеко ходить не надо. Его можно перенять у липчан, белгородцев, орловчан, старающихся благоустраивать территории своих микрорайонов, пешеходно-транспортных сетей, городских улиц с наилучшим удобством для маломобильной части населения. В курсе всех этих начинаний юрист-колясочник Петр Шатилов, благодаря своим все расширяющимся интернетовским связям.

Спору нет, одной лишь улицей далеко не исчерпываются проблемы «колясочника». Сплошь и рядом перекрывают ему дорогу узкие двери, неприспособленные лифты, крутые лестничные марши. Но об этом – отдельный разговор.

Внимание: конкурс
Общественная палата Воронежской области объявляет конкурс на лучшее конструкционное решение пандуса для лестничных секций. Конкурс проводится в рамках проекта «Интеграция инвалидов в общество» и направлен на повышение уровня доступности инвалидов в помещения, передвижение по улицам, формирование доступной среды жизнедеятельности для лиц с инвалидностью, интеграцию инвалидов в общество.
Конструктивное решение предполагает установку и сооружение пандуса к местам внешнего доступа маломобильных граждан, передвигающихся на инвалидных колясках. Участником конкурса может стать любое физическое или юридическое лицо, предложившее эффективное и малозатратное конструкционное решение изготовления пандуса для лестничных пролётов.
Конкурсные работы в форме моделей, чертежей или эскизных решений необходимо предоставить в оргкомитет по адресу: г. Воронеж, ул. Плехановская, 53, ком. 301. Подробности о конкурсе – по тел. (4732) 51-90-49.

Лучшее конструкционное решение будет применяться на территории Воронежской области в местах, согласованных с общественными организациями инвалидов.

 

Вопросы:

Пока комментариев нет

Ваше имя:

Ваш комментарий:


* Ваш комментарий будет доступен для редактирования в течение - 10 Минут





16+