Газета Труд Черноземья

К 425-летию Воронежа Авиаград

Воронежские части военной авиации относились к Московскому Военному округу (МВО). К 1929 г. воздушные силы округа по сравнению с 1925 годом выросли почти в пять раз.

Воронежские части военной авиации относились к Московскому Военному округу (МВО). К 1929 г. воздушные силы округа по сравнению с 1925 годом выросли почти в пять раз.


В Воронеже и его окрестностях находилось весьма значительное количество войсковых авиачастей, поэтому велико значение нашего города и как кузницы армейских авиационных военных кадров. В Государственном архиве Воронежской области, в документах военной прокуратуры 10-го стрелкового корпуса МВО автору удалось найти список авиационных воинских частей и подразделений, даже простое перечисление которых говорит о масштабах авиационного оборонного строительства в нашем регионе в 1930-х годах: 30-й авиапарк; 10-я авиашкола; 2-я авиашкола г. Тамбова; 2-я военная школа летчиков г. Борисоглебска; 11-я авиабригада; 28-й авиаотряд; 29-й отдельный авиаотряд; 35-я авиаэскадрилья; 40-й авиапарк;
51-я АЭ 11-й авиабригады; 53-я АЭ 11-й авиабригады; 59-я АЭ; 61-я АЭ; 98-й авиаотряд.
Авиация округа стала переходить от одиночных ночных полетов к групповым. Первый в истории советской авиации ночной групповой перелет Липецк — Москва совершил личный состав 40-й авиаэскадрильи Липецкой авиагруппы.
В 1939 г. в округе формируются 1-й Ростовский, 2-й Гороховецкий и 3-й Воронежский особые авиадесантные полки. 17 июля Военный совет округа под председательством С.М.Буденного, заслушав и обсудив доклад командующего ВВС округа о ходе подготовки этих частей, указал на необходимость создания еще двух-трех парашютно-десантных батальонов по 500-700 человек каждый. Полки были приданы тяжелым авиабригадам. 3-й Воронежский, соответственно, придавался 11-й авиабригаде, именно ей принадлежала пальма первенства в высадке воздушных десантов.
Военная школа летчиков в Борисоглебске имеет богатейшую историю и славные традиции, она воспитала в своих стенах беспрецедентное количество высококлассных летчиков-истребителей – около 300 Героев Советского Союза!
В 1932 году курсанты школы совершили первые прыжки с парашютом. За бои в Испании 17 выпускников училища получили звания Героя Советского Союза, за бои на озере Хасан - 3 человека, на Халхин-Голе - 19.
В 1939 г. началась война с Финляндией, и выпускники училища принимали в ней участие - 50 человек стали Героями Советского Союза. С 28 декабря 1938 года училище стало называться Борисоглебская Краснознаменная авиационная школа имени В.П.Чкалова. Когда началось война, из летного состава училища сформировали 3 истребительных полка.
В XI-й авиабригаде на комендантском аэродроме («А») в начале 1930-х базировались 51-я, 53-я и 59-я тяжелые авиаэскадрильи, а также 54-я штурмовая, вооруженная самолетами Р-1. Все тяжелые авиаэскадрильи были вооружены самолетами ТБ-1. По тому времени это был первоклассный бомбардировщик.
Авиабригада была одной из старейших в Красной Армии. Она стала школой практического обучения и совершенствования мастерства летного и технического состава. В начале тридцатых годов в ней проходили службу будущий герой Испании и командующий Первой армией Особого назначения генерал В.С. Хользунов, будущий командующий 7-го Дальнебомбардировочного полка Н.Н. Буянский, будущий Герой Советского Союза В.Г. Тихонов... Первый групповой прыжок с парашютами, один из первых в стране аэроклубов – все это – летчики
11-й авиабригады.
Днем рождения воздушно-десантных войск по праву считается 2 августа 1930 года. В этот день на опытно-показательных учениях ВВС Московского военного округа под Воронежем впервые в нашей стране и в мире летчиками 11-й авиабригады осуществлен парашютный десант.
В 1938 году на базе тяжелобомбардировочных бригад начали создавать авиационные полки, а позже и авиационные дивизии и корпуса. Дальнебомбардировочная авиация становилась мощным резервом командования, и в начале 1938 года 11-я тяжелобомбардировочная авиационная бригада вошла в состав АОН-2 (Воздушная армия Особого назначения - вторая), которой в разное время командовали прославленные герои боев в Республиканской Испании И.И. Проскуров и наш земляк, уроженец Воронежской области, С.П. Денисов. 7-й Дальнебомбардировочный авиационный полк пятиэскадрильного состава был сформирован одновременно с 42-м и 51-м полками в Воронеже и Курске на базе 11-й авиационной бригады. Полк стал настоящей кузницей кадров дальнебомбардировочной авиации в годы Великой Отечественной войны. На вооружение поступали и дальние бомбардировщики ДБ-3А конструкции Сергея Владимировича Ильюшина - более новое и совершенное поколение самолетов с большим радиусом действия, к освоению которых приступили в части одновременно с самолетом СБ.
В июне 1939 года в Воронеж прибыл вернувшийся после рекордного перелета в США Герой Советского Союза комбриг В.К.Коккинаки и начал подготовку экипажей к полетам на предельные радиусы действия самолета. В зачетном полете после ряда проведенных тренировок 7-й полк в начале июля совершил полет по маршруту Воронеж – Баку - Воронеж с учебным бомбометанием в районе Апшеронского полуострова, имея заданную бомбовую нагрузку в 1000 кг на каждом самолете, что явилось передовым достижением для ВВС Красной Армии.
В начальный период Великой Отечественной войны на базе этих авиачастей в Воронеже были сформированы несколько учебных запасных авиаполков, которые подготовили к боевой работе на бомбардировщиках и штурмовиках воронежского производства сотни летчиков для фронта.
Учебные заведения авиационного профиля в Воронеже были организованы так, что обеспечивали весь спектр подготовки специалистов для развития науки и производства.
Среднее образование совмещалось с предварительной подготовкой к поступлению в военно-авиационные училища в 6-й спецшколе ВВС.
Производственные мастера и техники-технологи обучались в Воронежском авиационном техникуме.
Конструкторы и технологи получали высшее образование в Воронежском госуниверситете, там же проводились аэродинамические исследования.
Летная подготовка осуществлялась, помимо уже упомянутого Борисоглебского училища, в Воронежском аэроклубе и 6-й военно-авиационной школе первоначального обучения.
Таким образом, в ЦЧО и ее столице - городе Воронеже в 1930-1941 гг. был сформирован крупнейший авиационный комплекс, сыгравший огромную роль в укреплении обороноспособности СССР.
Эта огромная по масштабам и значимости работа была по достоинству оценена руководством страны – в 1935 г. Воронежская область была удостоена высшей награды – ордена Ленина.
В годы Великой Отечественной войны наши земляки-авиаторы храбро сражались на всех фронтах, во всех родах войск ВВС, успешно работали на всех крупнейших предприятиях авиационной промышленности, сумели в кратчайшие сроки эвакуировать оборудование и построить в Куйбышеве новый авиационный завод, а затем, возвратившись в освобожденный Воронеж, восстановить это важнейшее в отрасли предприятие…
Вклад воронежцев в развитие отечественной авиации настолько велик, что вполне позволяет назвать наш Воронеж второй российской авиационной столицей, чем мы по праву гордимся.

Владимир Гагин,
к.и.н., председатель Воронежского Русского Военно-исторического общества

 

Вопросы:

1. Лидия 2011-07-17 00:09  

Скажите нужны ли контракники на службу в Воронежские части военной авиации?


Ваше имя:

Ваш комментарий:


* Ваш комментарий будет доступен для редактирования в течение - 10 Минут





16+