Газета Труд Черноземья

Дмитрий Автономов: Основа профилактики – всеобщая диспансеризация

В последнее время при обсуждении государственной политики в сфере здравоохранения на первый план выходят вопросы профилактики в оказании медицинской помощи, в том числе, всеобщая диспансеризация населения.

В последнее время при обсуждении государственной политики в сфере здравоохранения на первый план выходят вопросы профилактики в оказании медицинской помощи, в том числе, всеобщая диспансеризация населения, которая с 2013 года осуществляется в рамках региональных программ ОМС. О том, как она реализуется в Воронежской области, наша беседа с руководителем ТФОМС Дмитрием Автономовым.
– Дмитрий Леонидович, расскажите подробнее нашим читателям, в чем суть и каковы механизмы действия этой программы?
– Обсуждение направлений и реализация необходимых реформ в здравоохранении ведется в стране на протяжении последнего десятилетия. Первоначально на первый план были поставлены задачи смягчения наиболее острых проблем отрасли за счет существенного увеличения государственного финансирования. Воплощением новой политики стал приоритетный национальный проект «Здоровье». Итоги его выполнения свидетельствуют о несомненном вкладе в улучшение ресурсного обеспечения системы здравоохранения, которые позволили сконцентрировать ресурсы на решении наиболее наболевших проблем в оказании первичной медико-санитарной помощи, в том числе провести диспансеризацию отдельных групп населения.
Данное направление проекта, несомненно, было выбрано очень верно. Низкий уровень первичной медико-санитарной помощи в российском здравоохранении сдерживал развитие профилактики заболеваний и повышал потребность в дорогостоящей специализированной помощи.
Однако, результаты ПНП «Здоровье» показали, что существовавшие диспропорции в системе оказания медицинской помощи привели к «проеданию» дополнительных средств неэффективной системой без видимого улучшения доступности и качества медицинской помощи.
Поэтому государственная политика в области здравоохранения существенно изменилась – преобразования в организации, управлении и финансировании здравоохранения были поставлены на первый план. Главными направлениями модернизации здравоохранения сегодня, безусловно, стало обеспечение реализации страхового принципа финансирования отрасли, переход от сметного финансирования медицинских учреждений к оплате за оказанный объем и качество медицинской помощи, повышение структурной эффективности системы оказания медицинской помощи, в первую очередь, за счет восстановления ее профилактической направленности.
Были подготовлены соответствующие законы, усовершенствована материально-техническая база отрасли, укреплен ее кадровый потенциал. Финансирование мероприятий, осуществлявшихся в рамках ПНП «Здоровье» и региональных программ модернизации здравоохранения по направлению повышения качества и доступности медицинской помощи, было переведено в систему обязательного медицинского страхования.
С 2013 года с целью повышения эффективности государственных расходов в сфере здравоохранения финансирование диспансеризации взрослого населения, диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации осуществляется за счет средств территориальных программ обязательного медицинского страхования. Также за счет средств ОМС с 2013 года осуществляется финансовое обеспечение дополнительной медицинской помощи и стимулирующих денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи.
Кроме того, в соответствии с порядками, утвержденными Минздравом России, за счет средств обязательного медицинского страхования в 2013 году осуществляются медицинские осмотры взрослого и детского населения области и диспансеризация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью.
– В чем заключаются функции Территориального фонда обязательного медицинского страхования в организации и проведении диспансеризации граждан?
– Следует подчеркнуть, что собственно организация и оказание медицинской помощи при диспансеризации населения не относится к функциям ТФОМС.
Мы финансируем расходы на ее проведение и пытаемся связать эффективность использования финансовых средств с медико-экономическими показателями.
ТФОМС, чтобы более оперативно отслеживать все процессы, связанные с финансированием диспансеризации, осуществляет мониторинг процесса формирования счетов. Мониторинг осуществляется подекадно, три раза в месяц. Самая распространенная проб­лема: человек, пройдя определенный затратный этап, связанный с обследованием, может не до конца пройти всю диспансеризацию. Соответственно, ТФОМС не имеет оснований считать случай законченным и его оплачивать. Отсюда идет невыполнение финансового показателя, связанное с невыполнением утвержденных для конкретной медицинской организации количественных показателей (численности подлежащих диспансеризации граждан).
ФФОМС рекомендованы формы мониторинга, в которых отражается информация о численности граждан, прошедших диспансеризацию, и сумме средств, направленных в медицинские организации за медицинскую помощь, оказанную в рамках проведения этого мероприятия за отчетный период.
Мониторинг о ходе диспансеризации ежемесячно представляется в Федеральный фонд ОМС в соответствии с утвержденным порядком.
– Каковы результаты диспансеризации населения, проведенной в Воронежской области с 2006 года по настоящий день?
– Результаты, которым может давать оценку ТФОМС, связаны, в первую очередь, с финансовым обеспечением медицинской помощи при диспансеризации граждан и данными о численности жителей, прошедших диспансеризацию в Воронежской области.
Можно оценивать эффективность проведения диспансеризации на основе анализа «план-факт». Можно брать за основу оценки численность граждан, которые должны пройти диспансеризацию, исходя из численности трудоспособного и застрахованного населения в системе ОМС региона.
В период с 2006 по 2013 год в Воронежской области ежегодно происходил рост объема финансирования диспансеризации населения. В целом за данный период ТФОМС было перечислено 735,6 млн. рублей, в том числе в 2006-2012 годах – 519,5 млн.руб., в 2013 году – 216,1 млн.руб.
Численность граждан, прошедших диспансеризацию в Воронежской области в 2006 – 2012 годах, составила 492,7 тыс. человек, что составляет 63,3% от общей численности работающего населения, зарегистрированного в системе ОМС Воронежской области.
Численность взрослого населения, прошедшего диспансеризацию и профилактические медицинские осмотры в 2013 году, составила 304,8 тыс.чел., что составляет 15,5% от численности взрослого населения, застрахованного в системе ОМС Воронежской области.
Средства, которые направляются на диспансеризацию, распределялись по трем направлениям:
– 70% всех средств идет на оплату труда медицинских работников;
– 20% – на расходные материалы;
– 10% идут на финансирование договорных отношений, обеспечивающих привлечение медицинских работников других учреждений к проведению диспансеризации. Эти расходы возникают тогда, когда не во всех лечебных учреждениях, обеспечивающих данную работу, имеется полный набор лицензированных видов деятельности, попадающих под программу диспансеризации.
Существует мнение, что результаты диспансеризации существуют отдельно, а медицинская помощь – отдельно. Не могу с этим согласиться. Процесс диспансеризации населения области всегда находился под пристальным контролем областного правительства и губернатора Алексея Васильевича Гордеева, а результаты диспансеризации нашли достаточно полное отражение в целевых программах по развитию здравоохранения Воронежской области.
– Возможно ли сейчас уже оценить итоги диспансеризации воронежских граждан, проведенной в рамках ТПОМС в 2013 году?
– Да, итоги уже есть.
По итогам 2013 года объем денежных средств, выплаченных медицинским работникам первичного звена за оказанную дополнительную медицинскую помощь, составил 395,0 млн. рублей.
В мероприятиях по диспансеризации и профилактическим медицинским осмотрам взрослого населения приняли участие 57 медицинских организаций, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь, им перечислено 216,1 млн. рублей.
На проведение диспансеризации и медицинских осмотров детского населения в медицинские организации области направлено 97,4 млн. рублей.
Всего в 2013 году из бюджета ТФОМС на финансовое обеспечение дополнительной медицинской помощи и мероприятий, связанных с проведением диспансеризации и медицинских осмотров детского и взрослого населения, в медицинские организации направлено 708,4 млн. рублей.
Но, как в любом серьезном деле, не обошлось без проблем, которые в конечном итоге повлекли за собой принятие оперативных решений.
В рамках проведения диспансеризации и медицинских осмотров детского и взрослого населения Федеральным фондом ОМС был рекомендован для внедрения формат счета, отвечающий требованиям приказа ФФОМС от 07.04.2011 №79 «Об утверждении общих принципов построения и функционирования информационных систем и порядка информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования».
В связи с проведением в 2013 году плановых опытно-конструкторских работ по проектированию и созданию регионального сегмента единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения Воронежской области (ЕГИСЗ), у медицинских организаций области отсутствовала техническая возможность внедрения рекомендованного формата счета на базе ЕГИСЗ.
Во избежание срыва финансирования за диспансеризацию и медицинские осмотры определенных групп населения ТФОМС оперативно был разработан и рекомендован для внедрения в медицинские организации программный продукт, позволяющий автоматизировать формирование счетов ОМС по диспансеризации и медицинским осмотрам детского и взрослого населения в соответствии с требованиями приказа Федерального фонда ОМС от 07.04.2011 №79.
Еще одной проблемой стало отсутствие у медицинских организаций, осуществляющих диспансеризацию и медицинские осмотры определенных групп детского и взрослого населения, лицензии на вид услуг «медицинский осмотр профилактический», предусмотренной приказом Мин­здрава России от 11.03.2013 №121н на момент его вступления в силу.
Таким образом, возможность проводить диспансеризацию и представлять к оплате счета у медицинских организаций появилась только после проведения лицензирования.
Все возникающие проблемы решались совместными усилиями департамента здравоохранения области, ТФОМС и самих медицинских организаций в максимально сжатые сроки, делалось все возможное, чтобы не допустить снижения качества и доступности медицинской помощи при диспансеризации жителей Воронежской области.
Для организации взаимодействия при проведении диспансеризации, обеспечения полной и своевременной оплаты медицинской помощи из средств ОМС, в течение всего года со стороны ТФОМС медицинским организациям области оказывалась всесторонняя техническая и информационная поддержка. По инициативе ТФОМС были проведены обучающие семинары с участием департамента здравоохранения области, медицинских и страховых медицинских организаций по вопросам формирования и представления счетов за медицинскую помощь.
Уверен, в этом году работа перейдет в плановое русло, и все жители Воронежской области, подлежащие диспансеризации в течение 2014 года, пройдут ее с максимальной пользой для своего здоровья.
Отдельным подробным пунктом программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации на 2014 год и период 2015-2016 годов выделена диспансеризация и профилактические осмотры населения. Условия и сроки диспансеризации населения области определены Территориальной программой ОМС Воронежской области. Дополнительную информацию вы можете получить у своего лечащего врача и в вашей страховой медицинской организации.
Теперь дело за вами, уважаемые воронежцы. Желаю всем доброго здоровья!

Софья ФИЛАТОВА Воронеж

 

Вопросы:

Пока комментариев нет

Ваше имя:

Ваш комментарий:


* Ваш комментарий будет доступен для редактирования в течение - 10 Минут





16+