Газета Труд Черноземья

Раскол родился в 90-х

– Ситуация на Украине становится все тревожнее. Призывы Патриарха Московского и всея Руси к руководству Украины, ее жителям никого не могут оставить равнодушными.

– Ситуация на Украине становится все тревожнее. Призывы Патриарха Московского и всея Руси к руководству Украины, ее жителям никого не могут оставить равнодушными. Какова Ваша позиция и что, на Ваш взгляд , может сделать Церковь в деле прекращения насилия в некогда братской стране?
– Позиция Русской православной церкви в отношении кризиса на Украине, которую я, естественно, разделяю, широко освещалась в средствах массовой информации, и, видимо, нет смысла рассказывать о ней подробнее. Мне бы хотелось остановиться на причинах раскола между братскими странами, в том числе раскола церковного.
– Этот аспект, по-моему, вообще нигде не отражался. И где же лежит, выражаясь языком Библии, краеугольный камень кризиса?
– В развале Советского Союза в начале 90-х годов. А толчком к нему явилась встреча президента СССР с папой римским Иоанном Павлом II, после чего М.С.Горбачев дал католикам и униатам на Украине полную свободу действий вплоть до «миссионерства» среди православных прихожан, выражавшегося в отнимании храмов. Противостояния доходили до кровопролития и убийств. Удар по единству русского православия привел к расколу внутри него. И вот результат: сейчас на Украине целых три патриархата. Истинный – наш Московский – и два раскольничьих: так называемый Киевский во главе с «патриархом» Филаретом, и еще один, отпочковавшийся уже от него – во главе с митрополитом Мефодием. Филарет стал искать поддержки у всех абсолютно президентов Украины, начиная с Л.Кравчука. Украинские политики тоже хотели опираться на поддержку церкви. К сожалению, антироссийская политика местных властей передалась и некоторым иерархам, жаждавшим «самостийности». Отсюда и раскол. Он усугубился в наши дни, когда Киевский патриархат оказывает поддержку силам, фактически уничтожающим русскоязычное население Юга и Востока этой страны. Правительство их очень своеобразно «благодарит»: на восточной Украине были попытки силой насадить храмы Киевского патриархата вместо Московского...
– А как ведут себя католики и униаты?
– Расширяют свое влияние. В Киеве уже сформировался греко-католический центр. Униаты поддерживают Польшу. И они сообща с раскольниками выступают против России и РПЦ.
– То есть выходит, что все они объединились и выжигают в прямом и переносном смысле слова не только сторонников нашей страны, но и вообще русское православие?!
– Выходит так... Я бы упомянул еще одну связанную с темой нашей беседы, важную проблему, в решении которой наша церковь участвует: беженцы. Мы помогаем им, чем можем. В селе Отрадном при местном храме стараниями батюшки Геннадия Заридзе у нас создана община для социально незащищенных слоев населения. Теперь там живут 120 беженцев из Луганской и Донецкой областей. Приютили мы и трудоустроили несколько украинских священнослужителей, в том числе с Западной Украины, которых преследовали за их убеждения, за то, что они не призывали с амвона молодежь участвовать в карательных акциях.
– Планирует ли епархия оказывать помощь Крыму, в том числе «подшефному» Джанкойскому району?
– Особой какой-то помощи мы не оказываем, наши связи с братьями по вере в Крыму и в Джанкое без того хорошие. Там довольно своеобразная ситуация сложилась: два митрополита и один епископ принадлежат Московскому патриархату, но пока находятся в подчинении Украинской Православной Церкви. Поэтому в дополнительном духовном окормлении с нашей стороны крымчане практически не нуждаются.
А так у нас постоянные связи с полуостровом, обмены детскими группами. Например, из Россоши туда ездили детские хоры.
– За последнее время в жизни епархии произошли серьезные структурные изменения. Чем, на Ваш взгляд, они вызваны и какую пользу могут принести прихожанам?
– Вы имеете в виду разделение бывшей Воронежской и Борисоглебской епархии на три епархии? Но это чисто организационное мероприятие. Три епархии ныне входят в единую митрополию. Вызвано разделение тем, что количество храмов и приходов сильно возросло, а епископ должен хотя бы раз в год побывать в каждом из них. При количестве почти в четыре сотни приходов это для меня было просто технически невозможно. Теперь батюшки и прихожане могут гораздо чаще общаться со своими иерархами, и практические вопросы решаются быстрее.
– Радует ли Вас, владыка, большое количество строящихся храмов в Воронеже? Означает ли это такой же рост числа истинно верующих и соблюдающих Божьи заповеди?
– Число храмов Божьих и количество посетителей их неизменно растет, и это не может не радовать. Но и проблем остается много. Главные из них – обрядоверие и религиозная неграмотность нашего в общем-то доброго и боголюбивого народа. Боремся с этим явлением и с Божьей помощью победим его.
– В преддверии серьезных событий в нашей области – выборов губернатора – что бы Вам хотелось донести до жителей, что пожелать кандидатам?
– Церковь не вмешивается в политику, и ее служители обязаны оставаться в стороне от выборов, хотя, как граждане РФ, все они участвуют в голосовании. Я не буду поэтому ни за кого агитировать, просто хочу напомнить избирателям простую истину. Выборы – это ответственность за судьбу страны, области, города, села, это возможность изменить нашу жизнь. Народ должен сознательно подходить ко всему, а особенно – к выбору людей, которые будут олицетворять государственную власть.

Беседы с владыкой Сергием
Юрий ПУЛЬВЕР Воронеж

 

Вопросы:

Пока комментариев нет

Ваше имя:

Ваш комментарий:


* Ваш комментарий будет доступен для редактирования в течение - 10 Минут





16+