Газета Труд Черноземья

Дмитрий Морозов: На сцене должно царить творчество

Дмитрий Морозов вошел в музыкальный мир Воронежа ярко и смело.

В сезоне 2010 – 2011 буквально ошеломил публику постановкой оперы Генделя «Орландо» (вместе с режиссером Жанной Чепела): впервые в России и не на сцене театра, а в интерьере музея изобразительных искусств имени Крамского. Дирижер, аранжировщик, пианист, органист – Морозов любит и умеет работать.

В юности пел в хоре духовной музыки, затем был дирижером-постановщиком Харьковского национального академического театра оперы и балета имени Н. Лысенко, солистом-органистом и главным дирижером Днепропетровского Дома органной и камерной музыки. Руководил Харьковским молодежным симфоническим оркестром «Виртуозы Слобожанщины», который при нем стал академическим. До недавнего времени возглавлял национальный академический театр оперетты в Киеве. С июля 2014 года Дмитрий Морозов – художественный руководитель и дирижер Воронежского государственного театра оперы и балета. За это время осуществил ряд оригинальных проектов: начал сезон вечером «Опера-гала», представил несколько концертных программ, открыл Малую сцену. Мы встретились с Дмитрием Морозовым накануне премьеры: 18-го февраля в театре прозвучит «Орландо» Генделя в концертном исполнении – еще одно новое название в репертуаре.
– Мы играем по десять – одиннадцать опер в месяц, – рассказывает Дмитрий Морозов. – Я считаю, это наше самое большое достижение. Поскольку это театр оперы и балета, то здесь должна царить опера, и это тенденцию я постепенно возвращаю. Многие названия возобновились в репертуаре: что-то шло очень редко, что-то вообще не исполнялось по каким-то причинам. Это бесконечный и очень интересный процесс.
– А как к этому процессу относится публика? Почему-то считается, что на оперу ходят меньше, чем на балет…
– Я уже не раз говорил: не надо унижать достоинство воронежской публики. Мне приходилось слышать, например, что в Воронеже не нужен «Борис Годунов», публика к нему не готова. Я уверен: воронежская публика готова к любой классике. К «Борису Годунову» нельзя быть не готовыми: это хрестоматийная пьеса, ее изучают в школе. К кому же нам обращаться в Год литературы, как не к Мусоргскому и Пушкину? И я все равно поставлю «Бориса Годунова» – к нему готова публика в любом городе.
– И есть исполнители?
– У нас прекрасная труппа. Есть исполнители. Есть хор. Есть оркестр. И мы все это доказываем не словами, а работой. Просто нужно правильно поставить репетиционный процесс, сформулировать задачу. За две-три репетиции мы собрали новогодний концерт, за пять-шесть – премьеру балета «Чиполлино». Мы можем сыграть любую оперу. Главное – заставить всех работать.
– Это трудная задача.
– С одной стороны – трудная, а с другой – есть план репетиций, нужно просто его выполнять. Бывает так, что на Большой сцене идет репетиция «Пиковой дамы», а на Малой репетируют «Ночь перед Рождеством». На сцене должно царить творчество. Сцена без творчества невозможна – она тогда просто умирает. На Малой сцене у нас есть проект, где участвуют артисты хора. А в спектакле «MozArt» ведущие партии исполняют артисты оркестра.
– Есть люди, в том числе Ваши коллеги-музыканты, которые говорят, что музыку нужно просто слушать и не искать в ней какой-то скрытый смысл.
– Категорически не согласен! Музыка несет в себе конкретное содержание, образный строй. То есть образ. Если музыка не несет в себе образа, то мы называем ее безОбразной. Или безобрАзной. Если человек слушает, например, оперетту, у него возникают какие-то бытовые образы, это нормально, потому что там большинство сюжетов в пределах бытовой ситуации.
– А если «Бориса Годунова»?
– Это уже социальная ситуация. Семейная ситуация. Первая редакция написана как личная драма Бориса. Потом из нее начали делать народную драму – это применил Римский-Корсаков, за ним Шостакович. Там огромная роль отводится образу народа, образу хора. Хотя по-настоящему народная драма – это «Хованщина». А это все-таки личная драма Бориса. Но посредством столкновения образов народа, польского лагеря, Самозванца, Пимена и создается драма Бориса в музыке. Почему я сторонник сначала концертного исполнения «Бориса Годунова»? Да потому что там такие яркие музыкальные образы, которые я вижу и понимаю. А на основе того, что я хочу сказать, я буду искать режиссера, который воплотит то, что я вижу в музыке Мусоргского.
– А я думаю о певце, который будет петь главную партию.
– Их должно быть несколько. Если думать о том, как это трудно, то вообще ни за что не надо браться. Каварадосси – какой сложный образ! Отелло – какой сложный образ! Если бы я сидел и думал, как все сложно, я бы в 25 лет никогда бы не продирижировал «Кармен». Это мой дебют в оперном театре. Мне все говорили: ну что ты, начни с «Риголетто» или «Травиаты»… Я сказал: ребята, отдыхайте. Будет «Кармен».
– Есть ли режиссер, который сможет соответствовать Вашему замыслу?
– Он найдется. Главное – видеть цель, к которой ты собираешься идти. Где черпает настоящий оперный режиссер свою фантазию?
– В музыке.
– Правильно. Потому что музыка – это не аккомпанемент к тексту. Многие режиссеры этого не понимают, это их беда. А точнее, профессиональная непригодность. Почему у нас сейчас кризис оперных композиторов? Они пишут музыку на текст. Так обычно делают композиторы-песенники, которые, кроме мелодии и аккомпанемента в диатонике ничего не могут придумать. Оперные композиторы пишут на сценическую ситуацию. Не просто: он вошел, а как он вошел, как она вздохнула в этот момент. Оперное либретто само по себе несовершенно. Это только часть фундамента. А музыка – это цемент и сваи, железобетонный каркас. А вот все остальные – то, что мы делаем в процессе. Суть – сюжет – драматургия – содержание – вот главные звенья цепи, о которых многие режиссеры понятия не имеют. Говорят, никто не может сформулировать суть «Трубадура». Все просто: в результате интриг брат убивает брата. А вот что привело к убийству – это содержание. А то, как мы закрутим суть и содержание, это уже будет принцип драматургии, который приведет нас к сверхзадаче: показать, ради чего совершилось братоубийство и стоит ли так поступать.
– Бутылка вина из миланской таверны, завещанная тому, кто связно расскажет содержание «Трубадура», Ваша. А если серьезно, я вспоминаю «Орландо» сезона 2010-2011: это было ярко, смело, необычно. Тот спектакль в музее и нынешняя премьера на сцене театра – в чем их отличие?
– Это два принципиально разных спектакля. Тогда, пять лет назад, я решил осуществить проект «Опера в музее». Мы с Жанной Чепела – профессиональнейшим оперным режиссером – сделали двухактный вариант. Сейчас, при переносе на большую сцену, может быть, мы сделаем полный вариант. Кстати, это единственная постановка в России. Когда-то в Москве было одно концертное исполнение, но ни в одном российском оперном театре «Орландо» не идет.
– Сегодня вполне естественно, что мужские партии в барочной опере исполняются высокими голосами, за неимением контр-теноров их могут петь женщины. Вы придерживаетесь этой традиции?
– Честно скажу: я не очень люблю это на сцене. Я еще тогда поменял их на мужские голоса: меццо-сопрано на баритон. В наш век извращений и так хватает. Мне не нравится, когда любовь между мужчиной и женщиной в театре изображают женщины. Да, но тут же сразу пойдет волна критики: как же так, мы же нарушаем авторский замысел – критики всегда знают, как надо! Чтобы не травмировать критиков, я решил сделать два состава. Один – такой, как я понимаю: с баритонами, чтобы у меня любовь на сцене изображали мужчины и женщины, чтобы это были красивые адекватные пары. А второй – персонально для критиков – так, как это написано у Генделя: меццо-сопрано и сопрано.
– Концертное исполнение – тоже потому что так сегодня принято во всем мире?
– Исключительно по финансовым соображениям. Хотя, я считаю, ничего зазорного в концертном исполнении нет. Недавно в «Карнеги-холле» Рождественский показал «Царскую невесту» в концертном исполнении, в Дрезденской опере прошла «Сильва» с Нетребко в главной партии. Концертное исполнение не будет иметь успеха только в одном случае – если там некого будет слушать. «Орландо» Генделя – музыка яркая, необычная, но очень гармоничная. Музыка барокко гармонизирует человека.

Опера «Орландо» создана в 1733 г. Георг Фридрих Гендель написал великолепную музыку на сюжет рыцарского эпоса поэмы Лодовико Ариосто «Неистовый Роланд» (автор либретто – Карло Сигизмондо Капече). «Орландо» – одна из красивейших и наиболее трудных опер, требующая от голосов филигранной легкости и технического совершенства. 18 февраля в Воронежском театре оперы и балета «Орландо» Генделя прозвучит в концертном исполнении.


Иван ДОРОФЕЕВ Воронеж

 

Вопросы:

1. марина 2015-02-22 16:50  

много красивых слов,рассуждений и размышлений...только итог плачевен...женские партии исполнены слабо..не выразительно!НЕ ВПЕЧАТЛИЛО!

2. ххх 2015-02-22 17:14  

"заставить"работать?интересно каким образом?чем стимулировать намерен ,господин Морозов, исполнителей своих "великих"замыслов?высокими рассуждениями о великой силе искусства?на фоне полупустых залов?или реально нищенской заработной платы актёров?к тому же ,навязанный Вами усиленный репетиционный процесс без элементарных бытовых условий в театре, никак не способствует творческому взлёту в умах,озабоченных элементарным ВЫЖИВАНИЕМ актёров?в отличии от которых Ваша зар.плата в РАЗЫ отличается?может стоит изначально людьми озаботиться,а потом ПЛАНОВ ГРОМАДЬЁ озвучивать?а то как то даже слушать ОСКОРБИТЕЛЬНО!

3. Ольга Петровна 2015-02-22 19:13  

Фууу какой ничтожный самопиар!А если проще,то непризнанный Украиною"гений"устроил в российском театре выгодный для себя семейный подряд -абсолютно бездарная,как режиссёр,бывшая жена Ж.Чепела с безусловными претензиями на сомнительное "новаторство"(а в наличии обыкновенный ШИРПОТРЕБ) и нынешняя супруга-довольно сомнительного качества певица,вызывающая снисхождение у зрителя!Причём,ХОРОШО ОПЛАЧИВАЕМОЕ "МАСТЕРСТВО"вышеупомянутых постоянно обрамляется высочайшими рамками в высказываниях "маэстро"Морозова в различных публикациях с единственной целью-заставить всех поверить в ПРИШЕСТВИЕ МАСТЕРА?Убого и жалко!Об этом только зрителю дано судить!

4. Артур 2015-02-23 11:18  

А не тот это часом Морозов,что на майдане в Киеве кричал"москаляку на гилляку"?Что он тогда здесь делает?

5. Игорь Д. 2015-02-23 12:56  

Как что?Изнутри безвкусием и убожеством подрывает русский мир!

6. Ж. 2015-02-23 13:52  

Перестаньте поливать человека грязью.Давно пора в нашем театре застой расшевелить.Не всё сразу получается.

7. stella WW 2015-02-23 16:43  

ого намололи!насмешили!не ламайте мужику кайф от самолюбования!внешность подвела,не мешайте похвальбой утверждаться.

8. +++ 2015-02-23 16:46  

НУ НУ...ждём с!Борис Годунов-это смелая заявка для труппы состоящей в основном из еле еле поющих

9. Алина 2015-02-23 16:50  

Согласна.Орландо не ахти вокально.Хотя оркестр звучал.

10. +++ 2015-02-23 16:52  

обсудили называется

11. коммент 2015-02-23 19:36  

не вся ещё труппа высказалась?кто ещё готов претензии выдать?насчот зарплаты справедливо-за 12-15 тысяч выкладываться не особо хочеться

12. яна васильева 2015-02-25 01:59  

Почему в Воронеже так много ничтожеств от искусства, которые пишут гадости и поливают грязью каждую статью в своих высказываниях? Зачастую выливая оскорбления в адрес людей, которые хоть что-то привносят в культурную жизнь города... Понятно, что здесь комментарии артистов театра, которые не всем довольны, и чувствуют, что у Морозова твердая рука в руководстве и на слово он крепкий в отношении качества пения солистов. А дирижер он профессиональный и оркестр у него звучит хорошо. Хочу как женщина обратиться к солисткам и солистам и пишущим по их заданию напишите ещё, что он бездарь, фашист, русофоб, не знает нот... остальное сами придумайте, как подсказывает ваша внутренняя ненависть. И обязательно займитесь самопиаром. Вам поможет.

13. 1234 2015-02-25 08:38  

яна уймитесь вы не на митинге!

14. 1234 2015-02-25 08:41  

дирижер то он хороший,а вот руководитель никакой!!!!

15. Социофоб 2015-02-25 15:40  

Господа (и дамы) критикующие, вы ничего, случаем, не попутали? Морозов у нас не главбух, он худрук и за размер зарплаты работников театра не отвечает, это вопросы "по ту сторону" коридора.
Далее. Меньше чем за год именно Морозов расшевелил театральное болото и город заговорил о театре. Согласитесь, так не бывает - пришёл, и сразу всё в шоколаде. А человек по 12 часов на работе проводит. То, что он предъявляет высокие требования к работникам, скорее плюс. Поговорите со стариками, работавшими с Вощаком и Людмилиным, тогда было ещё жестче, но в те времена не деньги вертели шар земной. Люди даже не работали - служили искусству. А сейчас - слабо?
О женских партиях в "Орландо". Никто не знал, что заболеют Солод и Черноволос. Фактически на разучивание материала у девочек было около недели. Для такого короткого срока работа проделана колоссальная. Но ведь осудить проще, чем понять, не так ли?
А впрочем, шипите, господа и дамы-злопыхатели, шипите. Обычно такие высказывания, пытающиеся замарать личность человека, лишь подтверждают, что он всё делает правильно. И когда нечего сказать по существу, переходят на личность.
P.S. - а вот о женщинах гадости писать - это моветон.

16. Николай 2015-02-25 16:47  

Гадости о женщинах обычно пишут импотенты

17. Василий Иванович 2015-02-25 18:11  

Дирижёр Морозов отличный.Тогда тем более ,его музыкальный вкус должен фальшивый вокал подмечать,а не восхвалять тех,кто оставляет желать лучшего?А по поводу заработной платы,то именно с его приходом и с его подачи произошёл некоторый не совсем справедливый "водораздел"в финансовом вознаграждении артистов!И это не секрет для коллектива!

18. Василий Иванович 2015-02-25 18:17  

Бухгалтер всего только насчитывает на поданную информацию за подписями и худрука,в том числе.Что и значит,что своя рука владыка,как говорится!

19. Ххх 2015-02-25 19:19  

можно в театре буквально жить,но разродиться от этого пребывания шедеврами-редкое умение.резонный возникает вопрос-зачем нужно подобное количество спектаклей,если нет качества?что нового привнесено?стряхивается пыль со старого?зачем?разве это удивляет?нет удовлетворения ни у кого,ни у артиста,ни у зрителя.всё жалкий ширпотреб,как подмечено выше.облачена в пафосные речи,задрапирована всего лишь жалкая подмена настоящего.

20. +++ 2015-02-25 19:27  

Служить искусству?На голодный желудок?Когда семья нищенствует?Тогда как"строгий" и требовательный худрук со своей свитой не на голодном пайке сидят ради высокого?Согласен,должно быть справедливо-всем поровну из общей кассы!

21. ла-ла-ла 2015-02-25 19:52  

Не совсем кравсивый "водораздел" в финансовом вознаграждении с приходом Морозова? а как же премии, которых раньше не было? Ну, конечно, до этого все было очень "красиво"и водораздел был абсолютно честный. А вот ещё вопрос, а когда нет ни количества, ни качества, а сплошные аренды "на карман" , "по -честному" и оперетты типа пьески Колло это не ширпотреб, это высочайшее искусство. Грязью , вы , жлобы исходите, чтобы хуже не сказать.

22. Опа 2015-02-25 21:36  

Вот собрались работники театра и обсуждают! Хоть поговорить могут "открыто" дома в монитор! В глаза то Морозову никто не осилит!

23. Ххх 2015-02-26 13:39  

То то и оно,что распределением премии Морозов особенно талантливо занимается-себе любимому и приближенным по максимуму,а остальным крохи с барского стола.В глаза сказать?А разве не говорили?Ответ один и тот же-денег нет!Общий премиальный фонд не позволяет поощрять всех одинаково.А кто больше "заслужил"решается единолично худруком.Вот с этим надо бы решать по-справедливости,а не по лояльности к начальству.

24. Ххх 2015-02-26 13:42  

Не"жлобы"видимо те,кто при распределении премий не обижен?Тогда такая рьяная защита удивления не вызывает.

25. Ххх 2015-02-26 13:50  

Не секрет,что профессия музыканта плохо оплачиваемая.Приходится крутиться,подрабатывать повсюду.С приходом "великого"гения и трудоголика,за те же нищенские доходы загруженность увеличилась.Времени на жизненно необходимые приработки не остаётся совсем.Как жить и вечному служить прикажете?Может надо думать серьёзно и о том,чтобы людей,кроме обещаний и высокопарных слов,и материальным стимулировать?

26. Василий Иванович 2015-02-26 16:22  

Хочется творить и "служить"искусству на равных,а не так,когда сытый худрук голодного музыканта не понимает!Кто и чем руководствовался ,назначая повышающий коэффициент с огромнейшим разрывом между исполнителями?По какому Трудовому договору такое возможно,чтобы за одни и те же обязанности оплата разнилась в разы?Кто возымел право оценивать степень таланта каждого?Разве учтено несомненное преимущество длительности трудового стажа?Встаёт тогда вопрос-ВО СКОЛЬКО ОЦЕНЁН "ТАЛАНТ"вновь пришедших из свиты художественного руководителя?И не преждевременна ли такая высокая денежная оценка их сомнительной деятельности в условиях вечной недостачи денег в фонде заработной платы?

27. Ух ты! 2015-02-26 16:41  

ЯНА ВАСИЛЬЕВА,"НИЧТОЖЕСТВА"НЕ ТЕ,КТО КРИТИКУЮТ-НИЧТОЖНЫ ТЕ,КТО ИСКУССТВО СУРРОГАТОМ ПОДМЕНЯЕТ!КТО СКАРМЛИВАЕТ ПУБЛИКЕ ДЕРЬМО В КРАСИВОЙ ОБВЁРТКЕ!ЗАЩИЩАЯ ПОДОБНЫХ,ВЫ СПОСОБСТВУЕТЕ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ЭТОГО ЯВЛЕНИЯ! ОПА,ИНОГДА "ТАЙНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ"КУДА ЧЕСТНЕЕ ОТКРЫТОГО!

28. Аполлон Мусагет 2015-03-01 22:53  

Не могу молчать!Как всё противно, фальшиво!Мы,боги, этого не терпим... Все те,кто при прежнем директоре жировал, приобретя самым чудесным образом ореол борцов с тиранией за свободу и демократию, стали жировать и при директоре новом, что не удивительно, ибо все они одним миром мазаны.

29. Аполлон Мусагет 2015-03-01 22:55  

А после пары-тройки подмётных писем новый директор, которому от скандалов буквально дурно делается, смирихся зело и затих. Этим он, кстати, кардинально отличается от прежнего, который без скандалов просто задыхался и в эпицентре скандалов этих самых чувствовал себя как рыба в воде, а новый, стало быть сник.

30. Аполлон Мусагет 2015-03-01 22:58  

И всё бы ничего, да только стал г-н Морозов этим жуирам перец под хвост сыпать, дабы они с небес, куда себя в мечтах вознесли и уже всерьёз небожителями себя считали, спустились и в прямое зеркало на себя взглянули. А кому же хочется в такое зеркало смотреть, которое говорит:"Ты прекрасна, спору нет, но царевна всё ж милее...",- и т.д. Вот тут-то и началось!

31. Аполлон Мусагет 2015-03-01 23:01  

Благим матом возопили небожители и с утроенной, прямо-таки нечеловеческой силой, взялись строчить подмётные письма с криками: караул!обижают! А случилось-то всего ничего: увеличилось кол-во оперных спектаклей в репертуаре театра (что хорошо) и достаточно справедливым и объективным стало назначение на роли и на спектакли, но в результате были затронуты священные коровы (и быки) - небожители, а это возмутительно!

32. Аполлон Мусагет 2015-03-01 23:03  

Давайте вспомним дела не так давно минувших дней, когда оперный театр представлял из себя лягушатник, где даже пузырей на поверхности не возникало. Сам мистер олицетворение чести и достоинства русской критической мысли сэр Табачников чуть не на восемь гласов распевал осанну: наш театр, наш оркестр, наш маэстро, наш директор!

33. Аполлон Мусагет 2015-03-01 23:06  

Помнится, на вечере, посвященном 30-летию вокальной деятельности прежнего директора сэр Табачников, аки соловей, заливался в восхвалениях, а кое-кто из критиков, ничтоже сумняшеся, сравнил его, директора, с Шаляпиным, - sancta simplicita! Было такое? Было!!! И всё было замечательно, как в том анекдоте, где цыган мерина лечил: уже стал выздоравливать, да сдох! Здесь мерин, конечно же,-театр!

34. Аполлон Мусагет 2015-03-01 23:09  

а теперь, когда действительно наметилась тенденция к выздоровлению, стала робко возрождаться художественная жизнь, когда в глазах оркестрантов впервые за долгие годы затеплилась надежда и вдруг на-те! - полный афронт да ещё с таким знанием внутритеатральной кухни,что абсолютно ясно, что орудуют свои. Но хочется спросить эту местную торсиду: что ж вы раньше-то молчали?

35. Аполлон Мусагет 2015-03-01 23:13  

Или жаловаться было не на что? Похоже, что так! Вас всё устраивало; вас всех, кроме небольшого кол-ва человек да ещё того, о ком в опере совсем забыли - искусства! Искусство же надо спасать и поддерживать за счет людей, а не наоборот! Наоборот - это когда люди жируют за счет искусства, ничего не отдавая взамен.
Кстати, об "Орландо": оркестр за дыве репетиции собрался, доказав, что он скорее жив, певцы старались изо всех сил, гениальная музыка Генделя уводит на небеса, а околомузыкальные жучки-долгоносики надувают свои щёки и фыркают: не формат.

36. Аполлон Мусагет 2015-03-01 23:17  

Во-первых, концертные исполнения - обычное дело в любом театре, во-вторых, а что прикажете делать, когда денег на новые постановки не дают: оперный не камерный?! И в третьих: деньги найдутся, а музыкальный материал уже готов, разве плохо?
Короче, господа, перестаньте портить воздух и без того мутную музыкальную ауру Воронежа, и давайте ка все вместе выручайте театр! Или вам милей Бродвей?

37. Зритель 2015-03-02 13:34  

Приветствую последние высказывания!согласен,Морозов -музыкант с большой буквы!Но,от его усилий непоющие не запели,увы!и эту правду нечем крыть!

38. Ххх 2015-03-02 13:40  

Всё правильно,только конкретики так и нет!О заработной плате нищенской,например!О несоизмеримости участия со справедливым размером оплаты труда!А насчёт камерных и концертных постановок,так это всеми как раз приветствуется!

39. Ла-Ла-Ла 2015-03-02 19:25  

Оппа...музыкалка,училище,академия,чтобы меньше дворника получать за"служение"великому и вечному?Не смешно?Только,если пан Морозов тоже согласен с нами наравне за гроши "служить!

40. Евгений 2015-03-10 19:46  

может я полный дурак,но в упор не увидел на открытии сезона никакой гениальности в режиссёрской задумке Чепилы.напротив,излишнее мельтешение за спинами солистов мешало восприятию.да,оркестр был хорош,дирижёр молодец,а вот некоторая ширпотребность имела место и очень портила впечатление.хотя,"кукушка славит петуха за то,что славит он кукушку"в этом случае не удивляет.

41. Лена 2015-04-16 11:33  

Я просто зритель. Мне нравится ходить в оперный театр. Я считаю, что Морозов большой талант и трудяга, артисты и оркестр мне нравятся, все стараются. Все молодцы. В творческих коллективах, да и в других, много проблем, но то, что оперный театр серьёзно изменился в лучшую сторону сейчас - это для меня очевидность. Всем удачи.


Ваше имя:

Ваш комментарий:


* Ваш комментарий будет доступен для редактирования в течение - 10 Минут





16+