Дмитрий Морозов: На сцене должно царить творчество
Дмитрий Морозов вошел в музыкальный мир Воронежа ярко и смело.
В сезоне 2010 – 2011 буквально ошеломил публику постановкой оперы Генделя «Орландо» (вместе с режиссером Жанной Чепела): впервые в России и не на сцене театра, а в интерьере музея изобразительных искусств имени Крамского. Дирижер, аранжировщик, пианист, органист – Морозов любит и умеет работать.
В юности пел в хоре духовной музыки, затем был дирижером-постановщиком Харьковского национального академического театра оперы и балета имени Н. Лысенко, солистом-органистом и главным дирижером Днепропетровского Дома органной и камерной музыки. Руководил Харьковским молодежным симфоническим оркестром «Виртуозы Слобожанщины», который при нем стал академическим. До недавнего времени возглавлял национальный академический театр оперетты в Киеве. С июля 2014 года Дмитрий Морозов – художественный руководитель и дирижер Воронежского государственного театра оперы и балета. За это время осуществил ряд оригинальных проектов: начал сезон вечером «Опера-гала», представил несколько концертных программ, открыл Малую сцену. Мы встретились с Дмитрием Морозовым накануне премьеры: 18-го февраля в театре прозвучит «Орландо» Генделя в концертном исполнении – еще одно новое название в репертуаре.
– Мы играем по десять – одиннадцать опер в месяц, – рассказывает Дмитрий Морозов. – Я считаю, это наше самое большое достижение. Поскольку это театр оперы и балета, то здесь должна царить опера, и это тенденцию я постепенно возвращаю. Многие названия возобновились в репертуаре: что-то шло очень редко, что-то вообще не исполнялось по каким-то причинам. Это бесконечный и очень интересный процесс.
– А как к этому процессу относится публика? Почему-то считается, что на оперу ходят меньше, чем на балет…
– Я уже не раз говорил: не надо унижать достоинство воронежской публики. Мне приходилось слышать, например, что в Воронеже не нужен «Борис Годунов», публика к нему не готова. Я уверен: воронежская публика готова к любой классике. К «Борису Годунову» нельзя быть не готовыми: это хрестоматийная пьеса, ее изучают в школе. К кому же нам обращаться в Год литературы, как не к Мусоргскому и Пушкину? И я все равно поставлю «Бориса Годунова» – к нему готова публика в любом городе.
– И есть исполнители?
– У нас прекрасная труппа. Есть исполнители. Есть хор. Есть оркестр. И мы все это доказываем не словами, а работой. Просто нужно правильно поставить репетиционный процесс, сформулировать задачу. За две-три репетиции мы собрали новогодний концерт, за пять-шесть – премьеру балета «Чиполлино». Мы можем сыграть любую оперу. Главное – заставить всех работать.
– Это трудная задача.
– С одной стороны – трудная, а с другой – есть план репетиций, нужно просто его выполнять. Бывает так, что на Большой сцене идет репетиция «Пиковой дамы», а на Малой репетируют «Ночь перед Рождеством». На сцене должно царить творчество. Сцена без творчества невозможна – она тогда просто умирает. На Малой сцене у нас есть проект, где участвуют артисты хора. А в спектакле «MozArt» ведущие партии исполняют артисты оркестра.
– Есть люди, в том числе Ваши коллеги-музыканты, которые говорят, что музыку нужно просто слушать и не искать в ней какой-то скрытый смысл.
– Категорически не согласен! Музыка несет в себе конкретное содержание, образный строй. То есть образ. Если музыка не несет в себе образа, то мы называем ее безОбразной. Или безобрАзной. Если человек слушает, например, оперетту, у него возникают какие-то бытовые образы, это нормально, потому что там большинство сюжетов в пределах бытовой ситуации.
– А если «Бориса Годунова»?
– Это уже социальная ситуация. Семейная ситуация. Первая редакция написана как личная драма Бориса. Потом из нее начали делать народную драму – это применил Римский-Корсаков, за ним Шостакович. Там огромная роль отводится образу народа, образу хора. Хотя по-настоящему народная драма – это «Хованщина». А это все-таки личная драма Бориса. Но посредством столкновения образов народа, польского лагеря, Самозванца, Пимена и создается драма Бориса в музыке. Почему я сторонник сначала концертного исполнения «Бориса Годунова»? Да потому что там такие яркие музыкальные образы, которые я вижу и понимаю. А на основе того, что я хочу сказать, я буду искать режиссера, который воплотит то, что я вижу в музыке Мусоргского.
– А я думаю о певце, который будет петь главную партию.
– Их должно быть несколько. Если думать о том, как это трудно, то вообще ни за что не надо браться. Каварадосси – какой сложный образ! Отелло – какой сложный образ! Если бы я сидел и думал, как все сложно, я бы в 25 лет никогда бы не продирижировал «Кармен». Это мой дебют в оперном театре. Мне все говорили: ну что ты, начни с «Риголетто» или «Травиаты»… Я сказал: ребята, отдыхайте. Будет «Кармен».
– Есть ли режиссер, который сможет соответствовать Вашему замыслу?
– Он найдется. Главное – видеть цель, к которой ты собираешься идти. Где черпает настоящий оперный режиссер свою фантазию?
– В музыке.
– Правильно. Потому что музыка – это не аккомпанемент к тексту. Многие режиссеры этого не понимают, это их беда. А точнее, профессиональная непригодность. Почему у нас сейчас кризис оперных композиторов? Они пишут музыку на текст. Так обычно делают композиторы-песенники, которые, кроме мелодии и аккомпанемента в диатонике ничего не могут придумать. Оперные композиторы пишут на сценическую ситуацию. Не просто: он вошел, а как он вошел, как она вздохнула в этот момент. Оперное либретто само по себе несовершенно. Это только часть фундамента. А музыка – это цемент и сваи, железобетонный каркас. А вот все остальные – то, что мы делаем в процессе. Суть – сюжет – драматургия – содержание – вот главные звенья цепи, о которых многие режиссеры понятия не имеют. Говорят, никто не может сформулировать суть «Трубадура». Все просто: в результате интриг брат убивает брата. А вот что привело к убийству – это содержание. А то, как мы закрутим суть и содержание, это уже будет принцип драматургии, который приведет нас к сверхзадаче: показать, ради чего совершилось братоубийство и стоит ли так поступать.
– Бутылка вина из миланской таверны, завещанная тому, кто связно расскажет содержание «Трубадура», Ваша. А если серьезно, я вспоминаю «Орландо» сезона 2010-2011: это было ярко, смело, необычно. Тот спектакль в музее и нынешняя премьера на сцене театра – в чем их отличие?
– Это два принципиально разных спектакля. Тогда, пять лет назад, я решил осуществить проект «Опера в музее». Мы с Жанной Чепела – профессиональнейшим оперным режиссером – сделали двухактный вариант. Сейчас, при переносе на большую сцену, может быть, мы сделаем полный вариант. Кстати, это единственная постановка в России. Когда-то в Москве было одно концертное исполнение, но ни в одном российском оперном театре «Орландо» не идет.
– Сегодня вполне естественно, что мужские партии в барочной опере исполняются высокими голосами, за неимением контр-теноров их могут петь женщины. Вы придерживаетесь этой традиции?
– Честно скажу: я не очень люблю это на сцене. Я еще тогда поменял их на мужские голоса: меццо-сопрано на баритон. В наш век извращений и так хватает. Мне не нравится, когда любовь между мужчиной и женщиной в театре изображают женщины. Да, но тут же сразу пойдет волна критики: как же так, мы же нарушаем авторский замысел – критики всегда знают, как надо! Чтобы не травмировать критиков, я решил сделать два состава. Один – такой, как я понимаю: с баритонами, чтобы у меня любовь на сцене изображали мужчины и женщины, чтобы это были красивые адекватные пары. А второй – персонально для критиков – так, как это написано у Генделя: меццо-сопрано и сопрано.
– Концертное исполнение – тоже потому что так сегодня принято во всем мире?
– Исключительно по финансовым соображениям. Хотя, я считаю, ничего зазорного в концертном исполнении нет. Недавно в «Карнеги-холле» Рождественский показал «Царскую невесту» в концертном исполнении, в Дрезденской опере прошла «Сильва» с Нетребко в главной партии. Концертное исполнение не будет иметь успеха только в одном случае – если там некого будет слушать. «Орландо» Генделя – музыка яркая, необычная, но очень гармоничная. Музыка барокко гармонизирует человека.
Опера «Орландо» создана в 1733 г. Георг Фридрих Гендель написал великолепную музыку на сюжет рыцарского эпоса поэмы Лодовико Ариосто «Неистовый Роланд» (автор либретто – Карло Сигизмондо Капече). «Орландо» – одна из красивейших и наиболее трудных опер, требующая от голосов филигранной легкости и технического совершенства. 18 февраля в Воронежском театре оперы и балета «Орландо» Генделя прозвучит в концертном исполнении.
Иван ДОРОФЕЕВ Воронеж
Вопросы:
много красивых слов,рассуждений и размышлений...только итог плачевен...женские партии исполнены слабо..не выразительно!НЕ ВПЕЧАТЛИЛО!
"заставить"работать?интересно каким образом?чем стимулировать намерен ,господин Морозов, исполнителей своих "великих"замыслов?высокими рассуждениями о великой силе искусства?на фоне полупустых залов?или реально нищенской заработной платы актёров?к тому же ,навязанный Вами усиленный репетиционный процесс без элементарных бытовых условий в театре, никак не способствует творческому взлёту в умах,озабоченных элементарным ВЫЖИВАНИЕМ актёров?в отличии от которых Ваша зар.плата в РАЗЫ отличается?может стоит изначально людьми озаботиться,а потом ПЛАНОВ ГРОМАДЬЁ озвучивать?а то как то даже слушать ОСКОРБИТЕЛЬНО!
Фууу какой ничтожный самопиар!А если проще,то непризнанный Украиною"гений"устроил в российском театре выгодный для себя семейный подряд -абсолютно бездарная,как режиссёр,бывшая жена Ж.Чепела с безусловными претензиями на сомнительное "новаторство"(а в наличии обыкновенный ШИРПОТРЕБ) и нынешняя супруга-довольно сомнительного качества певица,вызывающая снисхождение у зрителя!Причём,ХОРОШО ОПЛАЧИВАЕМОЕ "МАСТЕРСТВО"вышеупомянутых постоянно обрамляется высочайшими рамками в высказываниях "маэстро"Морозова в различных публикациях с единственной целью-заставить всех поверить в ПРИШЕСТВИЕ МАСТЕРА?Убого и жалко!Об этом только зрителю дано судить!
А не тот это часом Морозов,что на майдане в Киеве кричал"москаляку на гилляку"?Что он тогда здесь делает?
Как что?Изнутри безвкусием и убожеством подрывает русский мир!
Перестаньте поливать человека грязью.Давно пора в нашем театре застой расшевелить.Не всё сразу получается.
ого намололи!насмешили!не ламайте мужику кайф от самолюбования!внешность подвела,не мешайте похвальбой утверждаться.
НУ НУ...ждём с!Борис Годунов-это смелая заявка для труппы состоящей в основном из еле еле поющих
Согласна.Орландо не ахти вокально.Хотя оркестр звучал.
обсудили называется
не вся ещё труппа высказалась?кто ещё готов претензии выдать?насчот зарплаты справедливо-за 12-15 тысяч выкладываться не особо хочеться
Почему в Воронеже так много ничтожеств от искусства, которые пишут гадости и поливают грязью каждую статью в своих высказываниях? Зачастую выливая оскорбления в адрес людей, которые хоть что-то привносят в культурную жизнь города... Понятно, что здесь комментарии артистов театра, которые не всем довольны, и чувствуют, что у Морозова твердая рука в руководстве и на слово он крепкий в отношении качества пения солистов. А дирижер он профессиональный и оркестр у него звучит хорошо. Хочу как женщина обратиться к солисткам и солистам и пишущим по их заданию напишите ещё, что он бездарь, фашист, русофоб, не знает нот... остальное сами придумайте, как подсказывает ваша внутренняя ненависть. И обязательно займитесь самопиаром. Вам поможет.
яна уймитесь вы не на митинге!
дирижер то он хороший,а вот руководитель никакой!!!!
Господа (и дамы) критикующие, вы ничего, случаем, не попутали? Морозов у нас не главбух, он худрук и за размер зарплаты работников театра не отвечает, это вопросы "по ту сторону" коридора.
Далее. Меньше чем за год именно Морозов расшевелил театральное болото и город заговорил о театре. Согласитесь, так не бывает - пришёл, и сразу всё в шоколаде. А человек по 12 часов на работе проводит. То, что он предъявляет высокие требования к работникам, скорее плюс. Поговорите со стариками, работавшими с Вощаком и Людмилиным, тогда было ещё жестче, но в те времена не деньги вертели шар земной. Люди даже не работали - служили искусству. А сейчас - слабо?
О женских партиях в "Орландо". Никто не знал, что заболеют Солод и Черноволос. Фактически на разучивание материала у девочек было около недели. Для такого короткого срока работа проделана колоссальная. Но ведь осудить проще, чем понять, не так ли?
А впрочем, шипите, господа и дамы-злопыхатели, шипите. Обычно такие высказывания, пытающиеся замарать личность человека, лишь подтверждают, что он всё делает правильно. И когда нечего сказать по существу, переходят на личность.
P.S. - а вот о женщинах гадости писать - это моветон.
Гадости о женщинах обычно пишут импотенты
Дирижёр Морозов отличный.Тогда тем более ,его музыкальный вкус должен фальшивый вокал подмечать,а не восхвалять тех,кто оставляет желать лучшего?А по поводу заработной платы,то именно с его приходом и с его подачи произошёл некоторый не совсем справедливый "водораздел"в финансовом вознаграждении артистов!И это не секрет для коллектива!
Бухгалтер всего только насчитывает на поданную информацию за подписями и худрука,в том числе.Что и значит,что своя рука владыка,как говорится!
можно в театре буквально жить,но разродиться от этого пребывания шедеврами-редкое умение.резонный возникает вопрос-зачем нужно подобное количество спектаклей,если нет качества?что нового привнесено?стряхивается пыль со старого?зачем?разве это удивляет?нет удовлетворения ни у кого,ни у артиста,ни у зрителя.всё жалкий ширпотреб,как подмечено выше.облачена в пафосные речи,задрапирована всего лишь жалкая подмена настоящего.
Служить искусству?На голодный желудок?Когда семья нищенствует?Тогда как"строгий" и требовательный худрук со своей свитой не на голодном пайке сидят ради высокого?Согласен,должно быть справедливо-всем поровну из общей кассы!
Не совсем кравсивый "водораздел" в финансовом вознаграждении с приходом Морозова? а как же премии, которых раньше не было? Ну, конечно, до этого все было очень "красиво"и водораздел был абсолютно честный. А вот ещё вопрос, а когда нет ни количества, ни качества, а сплошные аренды "на карман" , "по -честному" и оперетты типа пьески Колло это не ширпотреб, это высочайшее искусство. Грязью , вы , жлобы исходите, чтобы хуже не сказать.
Вот собрались работники театра и обсуждают! Хоть поговорить могут "открыто" дома в монитор! В глаза то Морозову никто не осилит!
То то и оно,что распределением премии Морозов особенно талантливо занимается-себе любимому и приближенным по максимуму,а остальным крохи с барского стола.В глаза сказать?А разве не говорили?Ответ один и тот же-денег нет!Общий премиальный фонд не позволяет поощрять всех одинаково.А кто больше "заслужил"решается единолично худруком.Вот с этим надо бы решать по-справедливости,а не по лояльности к начальству.
Не"жлобы"видимо те,кто при распределении премий не обижен?Тогда такая рьяная защита удивления не вызывает.
Не секрет,что профессия музыканта плохо оплачиваемая.Приходится крутиться,подрабатывать повсюду.С приходом "великого"гения и трудоголика,за те же нищенские доходы загруженность увеличилась.Времени на жизненно необходимые приработки не остаётся совсем.Как жить и вечному служить прикажете?Может надо думать серьёзно и о том,чтобы людей,кроме обещаний и высокопарных слов,и материальным стимулировать?
Хочется творить и "служить"искусству на равных,а не так,когда сытый худрук голодного музыканта не понимает!Кто и чем руководствовался ,назначая повышающий коэффициент с огромнейшим разрывом между исполнителями?По какому Трудовому договору такое возможно,чтобы за одни и те же обязанности оплата разнилась в разы?Кто возымел право оценивать степень таланта каждого?Разве учтено несомненное преимущество длительности трудового стажа?Встаёт тогда вопрос-ВО СКОЛЬКО ОЦЕНЁН "ТАЛАНТ"вновь пришедших из свиты художественного руководителя?И не преждевременна ли такая высокая денежная оценка их сомнительной деятельности в условиях вечной недостачи денег в фонде заработной платы?
ЯНА ВАСИЛЬЕВА,"НИЧТОЖЕСТВА"НЕ ТЕ,КТО КРИТИКУЮТ-НИЧТОЖНЫ ТЕ,КТО ИСКУССТВО СУРРОГАТОМ ПОДМЕНЯЕТ!КТО СКАРМЛИВАЕТ ПУБЛИКЕ ДЕРЬМО В КРАСИВОЙ ОБВЁРТКЕ!ЗАЩИЩАЯ ПОДОБНЫХ,ВЫ СПОСОБСТВУЕТЕ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ЭТОГО ЯВЛЕНИЯ! ОПА,ИНОГДА "ТАЙНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ"КУДА ЧЕСТНЕЕ ОТКРЫТОГО!
Не могу молчать!Как всё противно, фальшиво!Мы,боги, этого не терпим... Все те,кто при прежнем директоре жировал, приобретя самым чудесным образом ореол борцов с тиранией за свободу и демократию, стали жировать и при директоре новом, что не удивительно, ибо все они одним миром мазаны.
А после пары-тройки подмётных писем новый директор, которому от скандалов буквально дурно делается, смирихся зело и затих. Этим он, кстати, кардинально отличается от прежнего, который без скандалов просто задыхался и в эпицентре скандалов этих самых чувствовал себя как рыба в воде, а новый, стало быть сник.
И всё бы ничего, да только стал г-н Морозов этим жуирам перец под хвост сыпать, дабы они с небес, куда себя в мечтах вознесли и уже всерьёз небожителями себя считали, спустились и в прямое зеркало на себя взглянули. А кому же хочется в такое зеркало смотреть, которое говорит:"Ты прекрасна, спору нет, но царевна всё ж милее...",- и т.д. Вот тут-то и началось!
Благим матом возопили небожители и с утроенной, прямо-таки нечеловеческой силой, взялись строчить подмётные письма с криками: караул!обижают! А случилось-то всего ничего: увеличилось кол-во оперных спектаклей в репертуаре театра (что хорошо) и достаточно справедливым и объективным стало назначение на роли и на спектакли, но в результате были затронуты священные коровы (и быки) - небожители, а это возмутительно!
Давайте вспомним дела не так давно минувших дней, когда оперный театр представлял из себя лягушатник, где даже пузырей на поверхности не возникало. Сам мистер олицетворение чести и достоинства русской критической мысли сэр Табачников чуть не на восемь гласов распевал осанну: наш театр, наш оркестр, наш маэстро, наш директор!
Помнится, на вечере, посвященном 30-летию вокальной деятельности прежнего директора сэр Табачников, аки соловей, заливался в восхвалениях, а кое-кто из критиков, ничтоже сумняшеся, сравнил его, директора, с Шаляпиным, - sancta simplicita! Было такое? Было!!! И всё было замечательно, как в том анекдоте, где цыган мерина лечил: уже стал выздоравливать, да сдох! Здесь мерин, конечно же,-театр!
а теперь, когда действительно наметилась тенденция к выздоровлению, стала робко возрождаться художественная жизнь, когда в глазах оркестрантов впервые за долгие годы затеплилась надежда и вдруг на-те! - полный афронт да ещё с таким знанием внутритеатральной кухни,что абсолютно ясно, что орудуют свои. Но хочется спросить эту местную торсиду: что ж вы раньше-то молчали?
Или жаловаться было не на что? Похоже, что так! Вас всё устраивало; вас всех, кроме небольшого кол-ва человек да ещё того, о ком в опере совсем забыли - искусства! Искусство же надо спасать и поддерживать за счет людей, а не наоборот! Наоборот - это когда люди жируют за счет искусства, ничего не отдавая взамен.
Кстати, об "Орландо": оркестр за дыве репетиции собрался, доказав, что он скорее жив, певцы старались изо всех сил, гениальная музыка Генделя уводит на небеса, а околомузыкальные жучки-долгоносики надувают свои щёки и фыркают: не формат.
Во-первых, концертные исполнения - обычное дело в любом театре, во-вторых, а что прикажете делать, когда денег на новые постановки не дают: оперный не камерный?! И в третьих: деньги найдутся, а музыкальный материал уже готов, разве плохо?
Короче, господа, перестаньте портить воздух и без того мутную музыкальную ауру Воронежа, и давайте ка все вместе выручайте театр! Или вам милей Бродвей?
Приветствую последние высказывания!согласен,Морозов -музыкант с большой буквы!Но,от его усилий непоющие не запели,увы!и эту правду нечем крыть!
Всё правильно,только конкретики так и нет!О заработной плате нищенской,например!О несоизмеримости участия со справедливым размером оплаты труда!А насчёт камерных и концертных постановок,так это всеми как раз приветствуется!
Оппа...музыкалка,училище,академия,чтобы меньше дворника получать за"служение"великому и вечному?Не смешно?Только,если пан Морозов тоже согласен с нами наравне за гроши "служить!
может я полный дурак,но в упор не увидел на открытии сезона никакой гениальности в режиссёрской задумке Чепилы.напротив,излишнее мельтешение за спинами солистов мешало восприятию.да,оркестр был хорош,дирижёр молодец,а вот некоторая ширпотребность имела место и очень портила впечатление.хотя,"кукушка славит петуха за то,что славит он кукушку"в этом случае не удивляет.
Я просто зритель. Мне нравится ходить в оперный театр. Я считаю, что Морозов большой талант и трудяга, артисты и оркестр мне нравятся, все стараются. Все молодцы. В творческих коллективах, да и в других, много проблем, но то, что оперный театр серьёзно изменился в лучшую сторону сейчас - это для меня очевидность. Всем удачи.