Газета Труд Черноземья

Денис Мацуев: «Классическая музыка – лучшее лекарство»

Всемирно известный пианист играл в Воронеже с температурой под сорок. Мацуев выступил в столице Черноземья дважды

1 марта в Воронежском концертном зале дал сольный концерт в рамках презентации рояля «Стейнвей», а на следующий вечер сыграл с Молодежным симфоническим оркестром и представил своих подопечных – стипендиатов межрегионального благотворительного общественного фонда «Новые имена», президентом которого он является.

Талант родителей не менее важен, чем талант вундеркиндов

- Проект «Новые имена» принял Воронеж в свою семью 10 лет назад, - рассказывает Денис Мацуев. – Каждый год мы приезжаем сюда, лучшие педагоги проводят здесь мастер-классы, по итогам которых мы вручаем стипендии. В этот раз их шесть. Ребята просто замечательные, профессора в полном восторге. Это уже традиция – в начале весны приезжать в Воронеж, и я этому очень рад: у меня такое ощущение, что мы всю жизнь вместе. В развитии музыкальных способностей одаренных детей талант родителей не мене важен, чем талант маленького чада. Как и талант педагога. У меня есть прекрасный пример перед глазами, когда мои родители бросили всё в Иркутске в 1991 году и переехали со мной в Москву. Мой успех – это, безусловно, их успех. Это все они выстроили. И они всегда были правы. Мудрость родительская, может быть, самый главный фактор в начале развития одаренного музыканта. Не нужно эксплуатировать ребенка по 12 часов за роялем – отбить желание можно мгновенно Родители должны быть философами. Поэтому задача фонда «Новые имена» - раскрыть талант, а потом развивать его постепенно.

Конкурс вне политики

В июне 2015 года в Москве состоится конкурс имени Чайковского – один из самых престижных в мире, победителем которого Денис Мацуев стал в 1998 году. На этот раз он вошел в состав жюри пианистов.
- Я еще совсем недавно был по ту сторону баррикад, поэтому выражение «член жюри» до сих пор не могу применить к себе, - признается Мацуев. - Как это ни печально, без конкурсов невозможно сделать международную карьеру. Надо пробоваться везде. Честно скажу – я буду сидеть только в финале конкурса Чайковского, не смог развести его с моими концертами, которые запланированы еще пять лет назад. Буду голосовать сердцем, это очень сложно. Задача жюри – отыскать самородков из любой страны. Если лучший будет из Мозамбика, Зимбабве или Сингапура – он получит первую премию. Конкурс – это не политика. Хотя мы прекрасно помним приезд Вана Клиберна в 1958 году в разгар холодной войны. И Никита Сергеевич Хрущев личным приказом дал первую премию американцу, но не потому что он американец, а потому что он был лучше всех. В тот момент политика даже помогла конкурсу Чайковского, этим решением он взлетел на недосягаемую высоту. Клиберн играл гениально – но ведь у него русская фортепианная школа! Он ученик Розины Левиной, выпускницы Московской консерватории. Наша задача сегодня – сделать так, чтобы конкурс Чайковского стал центральным событием этого лета во всем мире. Я уверен, что так и будет.

Молодежный оркестр очень вырос

Денис Мацуев сыграл с Воронежским Молодежным симфоническим оркестром два фортепианных концерта: Листа и Шостаковича. Пианист очень тепло отозвался о работе с коллективом.
- Для меня общение с Воронежским Молодежным оркестром и маэстро Юрием Андросовым - это очень сильные эмоции. Я вижу, как они растут. Незадолго до приезда сюда я предложил сыграть второй концерт Листа и второй концерт Шостаковича: это концерты, для которых нужна гибкость, музыкальное чутье. У нас было буквально сорок минут на репетицию, и я вижу, что музыканты полностью готовы, они могут музицировать на концерте, с ними можно импровизировать. Это говорит о том, что у оркестра появился класс, а это дорогого стоит. Я сделаю всё возможное, чтобы о вашем коллективе узнали во многих частях света.

Хороший рояль – показатель культуры в городе

В Воронеже Денис Мацуев играл на новом рояле марки Steinway&Sons – одной из лучших в мире. Роскошный инструмент получил прописку в Воронежском концертном зале, приобрести его удалось при поддержке правительства области и меценатов.
- Это один из самых выдающихся «Стейнвеев», на которых мне приходилось играть, - делится своими впечатлениями пианист. - Поверьте, я говорю это не для красного словца, даже среди таких инструментов бывают хорошие, а бывают блестящие, уникальные. Рояль, который будет стоять в Воронежском концертном зале, самого высокого класса. Он очень дорогой, во всех смыслах. По нынешнему курсу - это совсем сумасшедшие деньги. Наличие такого инструмента – показатель культурной планки в городе. Браво тем, кто сдержал свое слово и помог приобрести этот рояль. Теперь главное – содержать его правильно. Влажность и перепады температур в наших природных условиях очень болезненно сказываются на инструментах. Специалисты фирмы «Стейнвей» дали свои рекомендации по содержанию рояля, надеюсь, за ним будет надлежащий уход. А что касается моего сольного концерта в Воронеже, то он меня практически спас. Я приехал сюда с температурой около сорока градусов. Лекарства мало какие помогали. Так что сценотерапия, действительно, существует. Я думаю, классическая музыка является лучшим терапевтическим средством, поэтому я всех приглашаю в залы классической музыки.

Елена Фомина
фото: culturavrn.ru

 

Вопросы:

Пока комментариев нет

Ваше имя:

Ваш комментарий:


* Ваш комментарий будет доступен для редактирования в течение - 10 Минут





16+