Газета Труд Черноземья

Честь сбербанковского «мундира»

Уголовное дело о краже трехсот тысяч рублей с депозитного счета Сбербанка возбудило следственное управление УМВД России по Воронежской области.

Остроты на первый взгляд банальной истории о мошенничестве и воровстве добавил один факт: деньги исчезли со счета пенсионера, участника боевых действий в Афганистане в течение полутора часов с момента открытия депозита. Вносил же средства незадачливый гражданин по убедительной рекомендации некоего интернет-знакомого, представившегося сотрудником Сбербанка.

Банки и прочие кредитные организации по нынешним временам деньгами не сорят, дают в долг или в рост – как кому приятнее для слуха – неохотно, шалят процентными ставками, скрытыми комиссиями, страховками. Словом, всем тем, что, по обещаниям банковских клерков, пойдет на пользу клиенту, а на самом деле приносит выгоду только кредитно-финансовой организации.Ииз-за доверия к ним некоторые россияне и попадают в неприятные истории. Житель Воронежа Александр Иванович Ряскин искал средства для развития бизнеса по обогащению минералов и руды. Для покупки оборудования обращался в различные банки, в том числе СБ РФ, за кредитом. Переговоры результата не давали. Предприниматель стал искать предложения на просторах Интернета. И вот в поле зрения Александра появляется некий Виктор..
– Он представился работником Сбербанка России и был готов оказать услуги по получению кредита на сумму 8000000 рублей за вознаграждение в 10 процентов, – рассказывает Ряскин. – Я отослал ему перечень документов для оформления заявки на кредит – паспорт, ИНН, данные о проживании и работе, а также материалы о назначении кредита. Чтобы усилить благополучие моего финансового положения, делец порекомендовал открыть в Сбербанке депозит на сумму 300 тысяч рублей.
Далее ситуация развивалась стремительно. 7 апреля 2015 года около трех часов дня товарищ Ряскина, согласившийся ему помочь, оформляет на его имя в отделении Сбербанка № 9013/0163 (управляющий А.А. Восков) в Воронеже депозит с названием «Управляй» на злополучные триста тысяч сроком на три месяца. Этому предшествовала долгая, как говорит Ряскин, беседа с сотрудниками банка: выясняли возможности несанкционированного доступа посторонних к депозитному счету.
– Нас заверили, что такое невозможно в принципе, после чего деньги были внесены в кассу по личному указанию управляющего отделением, – утверждает потерпевший.
Не прошло и пятидесяти минут, как на сотовый телефон Рякина поступает SMS следующего содержания: «Пароль для подтверждения удаленной регистрации – 69631». Уже дома Александр Иванович неоднократно и безуспешно пытается войти в свой «Личный кабинет» на сайте Сбербанка. Он связывается с оператором Саll-центра, где ему сообщают, что в четыре часа двадцать минут некто уже воспользовался этой площадкой, изменил все пароли и через дебетовую карту снял двумя траншами все денежные средства. Оповещений при этом на мобильный Ряскина не поступало. Оператор полностью проследил движение денег, но назвать, в чей именно карман они попали, отказался. Клиента заверили, что все счета и карты мошенников были тут же заблокированы, и пояснили, что в таких случаях в соответствии с действующей процедурой необходимо на следующий день обратиться в отделение банка, где был оформлен депозит. Утром туда отправился его товарищ, открывавший счет и имеющий соответствующую доверенность. Однако разговора не получилось: сотрудник банка выдворяет его на улицу. Все прочие попытки узнать, что же стало с немалой суммой, привели лишь к оформлению претензии к банку, рассмотрение которой продлилось до конца месяца, хотя вообще-то по правилам на это отводится десять дней. Вскоре один из операторов Call-центра, видимо, будучи не в курсе возможной аферы, проговорился: сторонние счета, на которые ушли деньги, не блокировались, заблокирована была только депозитная карта Ряскина. Тот, в свою очередь, заподозрил управляющего отделением СБ РФ в мошенничестве и организации преступной группы.
– При попустительстве сотрудников Сбербанка мошенникам удалось спокойно снять деньги, хотя всего этого можно было избежать, тем более что я своевременно заявил в банк о факте воровства, – подчеркивает Александр Ряскин. – Мне, как пенсионеру и участнику боевых действий в Афганистане, непонятно, почему работники самого большого государственного банка, в котором хранятся средства большей части населения страны, не предприняли никаких мер по своевременной остановке действий преступной группы.
Сбербанк в своем официальном ответе сухо, вежливо и в подробностях дал понять Александру Ивановичу, что все процедуры (перевод денег на счета третьих лиц, уведомления «Мобильного банка») были проведены корректно. Вот отрывок ответа главного специалиста отдела рекламаций по банковским картам ОАО «Сбербанк России» Рыбкина:
«Александр Иванович, нам очень жаль, что Вы полагаете возможной передачу каких-либо Ваших данных мошенникам сотрудниками Банка. Банк не разглашал данных о Ваших картах мошенникам, утечка персональных данных, логинов, постоянных одноразовых паролей из базы данных ОАО «Сбербанк России» исключена. То же касается личных данных клиента. Информация является конфиденциальной. Банком соблюдается законодательство Российской Федерации при хранении персональных данных, составляющих банковскую тайну. Более того, постоянный пароль для входа в «Сбербанк Онл@йн» и одноразовые пароли генерируются системой автоматически и не хранятся в явном виде, поэтому ни один сотрудник Банка не может получить к ним доступ».
И далее, как вежливое резюме: «Вы правильно сделали, что уже обратились в правоохранительные органы. Вопрос о возвращении денежных средств должен рассматриваться в рамках возбужденного уголовного дела, по факту возможного мошенничества со стороны третьих лиц. ОАО «Сбербанк России» готов предоставить все предусмотренные действующим законодательством материалы и информацию, необходимые для проведения расследования, по надлежаще оформленным запросам следственных органов».
Увы, внутри банковской сферы новоявленные остапы бендеры – хакеры давно расставили свои силки. Будучи с компьютерной техникой на «ты», вполне легко, имея на руках данные незадачливого клиента, неплохо набить свой карман, так что случаи, подобные этому – не единичные. Ряскин рассказал, что в тот же день, когда с его счета исчезли деньги, схожая история приключилась еще с одним воронежцем – тот потерял 400 тысяч. Причем произошло это в том же самом отделении Сбербанка с примерно часовой разницей во времени. Смахивает на действия преступной группы…
Жительница пригорода Воронежа в 2013 году оформляла в Сбербанке кредит на 50 тысяч рублей. Передумала, забрала заявление. Забыла лишь в отделении ксерокопию своего паспорта. Через некоторое время ей уже звонили из банка с требованием вернуть просроченный кредит.
Воронежцу, взявшему кредит в Сбербанке под 25,6 процента годовых на пять лет, вскоре на мобильный телефон стали поступать звонки: предлагали перекредитование на льготных условиях также с «откатом» в десять процентов. Благо, хватило ему ума не попасться на эту удочку.
У одной из сотрудниц нашей редакции несколько лет назад пропали с зарплатной карточки, выданной Сбербанком, 30000 рублей. После достаточно долгих разбирательств деньги вернули…
Жалобы клиентов, конечно, сотрудники кредитно-финансовых учреждений скрывают от широкой общественности – ведь это антиреклама. Но в Интернет они текут широким потоком. Вот лишь несколько (приводим в сокращении, расставив знаки препинания и исправив грамматические ошибки).
Карипов Роман, 8 июня 2015 года:
«Сбербанк обворовывает своих клиентов!!!17.05.2015 г. с моей карты «Мастеркарт» Сбербанк перевел без моего ведома 5000 рублей на другую карту. После долгих звонков в контактные центры и походов по отделениям Сбербанка я не узнал ничего, как произошел перевод, к кому он прошел, и почему вообще так случилось. Сказали лишь написать заявление на возврат денег. Я написал, и вот через неделю мне пришел ответ с описанием какой-то ерунды о каком-то вирусе, который якобы сам из моего телефона сделал перевод! Смешно просто! У меня есть только два варианта объяснения случившемуся:1. Сбербанк – это «шарашкина контора», которая мало того что не может сохранить деньги своих клиентов, но еще в открытую в этом признается! А еще они знают, куда ушли мои деньги, и сами ничего не делают и мне не дают данные получателя, а значит, сам собой напрашивается второй вариант, что Сбербанк сам ворует деньги клиентов, придумал байку о каком-то вирусе. Возможно, конечно, вирус и есть, но это исключительно детище Сбербанка, на котором они совершают свое воровство!!! Так подавитесь вы этими 5000 рублями! Бог вам судья, просто обидно, что дочь в свой день рождения осталась без велосипеда, который очень хочет! Купим попозже! Всего вам доброго и наилучшего, дряни!!!»
Оксана, Москва, 5 июня 2015 года:
«С моим мужем произошла неприятная ситуация, а именно: со счета, через систему Cбербанк Онлайн, были похищены денежные средства в размере 72300 рублей.
Муж написал заявление в службу Cбербанка с просьбой разобраться в ситуации и вернуть деньги. На что получил стандартный ответ… о том, что помочь ничем не могут и деньги не вернут, так как «При входе и проведении операции в системе «Сбербанк ОнЛ@йн» были использованы правильный логин, постоянный и одноразовые пароли, которые, согласно Условиям предоставления услуги «Сбербанк mailto:ОнЛ@йн», являются аналогом собственноручной подписи клиентом бумажных документов/договоров с Банком».
В банке не было проведено внутренне расследование.
1. Из письма мужа ясно видно, что сотрудники Сбербанка слили персональные данные мошенникам (Сбербанк не провел внутреннее расследование по этому поводу). Так как мошенники знали, что муж обращался в техподдержку, хотя он звонил с домашнего телефона в колцентр банка, а мошенники позвонили на сотовый.
2. Сразу после списания денег муж позвонил в колцентр банка, и если бы оператор Сбербанка был компетентен, он смог бы соединить его со специалистом процессингого центра, можно было данную операцию заморозить, но специалист Сбербанка сказал, что ничем помочь не может и что мужу остается только обратиться в офис Сбербанка на следующий день, чтобы написать заявление и взять выписку, т.е по вине оператора муж упустил время и не смог заморозить сумму. Создается впечатление, что мошенники работают в самом отделении Сбербанка и делается все, чтобы деньги были украдены.
3. Служба безопасности Сбербанка абсолютно никак не отреагировала на подозрительную операцию. В других банках тут же звонят и спрашивают, действительно ли перевод отправлен потребителем банковских услуг. Т.е. это говорит о том, что Сбербанк не обеспечивает сохранность денежных средств клиента, т.е выполняет свои услуги некачественно, что приводит к материальным и моральным потерям клиента.
4. Почему сотрудники Сбербанка не могут предложить мужу воспользоваться такой возможностью для возврата, как чарджбэк, если получатель платежа получил свои деньги неправомерно?
5. Создается впечатление, что ответы из Отдела по работе с обращениями клиентов ОАО «Сбербанк России» пишутся под копирку, никто в Сбербанке не намерен выяснять причины хищения денег, лишь бы сделать отписку. Т.е Сбербанк не заботится о своих клиентах».
8 июня 2015 года, пользователь под ником voldmis:
«Я являюсь клиентом Сбербанка как минимум с 2008 года. И все это время сервис этого банка оставлял желать лучшего. Последней каплей в пользу отказа от Сбербанка послужил последний инцидент.
27.02.2015 я обнаружил в Сбербанк-онлайн 2 списания средств с моей карты, которые я не проводил. Первое списание в сумме 3000 рублей от 10.01.2015 и второе списание в сумме 3000 рублей от 09.02.2015, оба в пользу OAO MTS MOSCOW RU. Несмотря на подключенную услугу «мобильный банк» никаких оповещений об этих списаниях мне не приходило. Поскольку списаний с моей карты бывает много и на большие суммы, пропажу я заметил некоторое время спустя.
Обратился на «горячую линию», мне заблокировали карту и отправили в ближайшее отделение СБ и в полицию. Ближайшим оказался доп. офис №8619/0105 по адресу: г. Краснодар, ул. Трудовой Славы, 25. Там мне предложили перевыпустить карту за мой счет!!! Отказались принять заявление с требованием возврата списанных не мной средств и отправили в полицию, дескать, там все объяснят, что мне делать. Я потребовал закрыть счет и вернуть все оставшиеся на заблокированной карте средства (их мне вернули, правда, не все). Мне пояснили, что средства были списаны через «мобильный банк». Кроме того, я узнал, что мой «мобильный банк» заблокирован Сбербанком еще 09.02.2015!!! Никто, естественно, меня об этом не уведомил, а Сбербанк списал с меня за заблокированный «мобильный банк» 60 рублей 23.02.2015 (через 2 недели после блокировки)!
Перевыпуск карты за ваш счет мне уже не нужен, т.к. добросовестного клиента в моем лице вы потеряли (ранее я уже закрыл 2 карты, а теперь и последнюю).
Моя претензия принята в другом отделении банка за номером 008052-2015-043589. Таким образом, требую возврата средств в размере 6000 рублей, 60 рублей за оплату заблокированного «мобильного банка».
Можно было бы продолжить, но и так все ясно.
Полиция, как правило, мошенников не находит. Возможно, потому что не там ищут. Как-то не верится, что только в Сбербанке работают кристально честные люди. Конечно, обвинять в нечестности весь огромный коллектив нельзя, но ведь в семье не без урода… Однако как этого «урода» взять с поличным, если вся система настроена на то, чтобы любым способом защищать пресловутую «честь мундира» в первую очередь, а уже во вторую – интересы клиентов?! И очень удобно, что защита чести сбербанковского «мундира» означает отказ от возврата денег, украденных у россиян, имеющих счета в самом большом банке страны…

От редакции:

Данный материал мы направляем президенту Сбербанка РФ, председателю правления Герману Грефу, а также руководству Центрально-Черноземного Банка ОАО «Сбербанк России» и начальнику ГУВД МВД по Воронежской области, генерал-лейтенанту полиции А.Н. Сысоеву. Возможно, они прольют свет на странные происшествия со счетами клиентов.


Иван ДОРОФЕЕВ Воронеж

 

Вопросы:

Пока комментариев нет

Ваше имя:

Ваш комментарий:


* Ваш комментарий будет доступен для редактирования в течение - 10 Минут





16+