Газета Труд Черноземья

Новая «Атлантида» в системе ЖКХ

В Воронеже дело о нарушении антимонопольного законодательства в сфере ЖКХ подошло к своему логическому завершению.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области рассмотрела единое производство одновременно в отношении шестнадцати юридических лиц – различных управляющих компаний областного центра – и ОАО «Оператор единой платежно-сервисной системы жилищно-коммунального хозяйства» (ОАО «Оператор ЕПСС ЖКХ»). Как заключили в надзорном ведомстве, нарушен был закон «О защите конкуренции».

В январе нынешнего года в УФАС по Воронежской области поступило заявление от жительницы областного центра Натальи Губановой. Женщина пожаловалась на действия ОАО «Оператор ЕПСС ЖКХ» и ОАО «УК Левобережного района» по необоснованному, по ее мнению, заключению агентского договора на так называемое комплексное обслуживание управляющей организации – осуществление расчета и сбора платежей с собственников и нанимателей жилых и нежилых помещений. Наталья Павловна полагала, что такой договор противоречит требованиям антимонопольного законодательства и фактически навязывает жителям обязательство перечислять плату за жилищно-коммунальные услуги на расчетный счет ОАО «Оператор ЕПСС ЖКХ». Хотя сами управляющие компании вправе принимать оплату на свои счета, минуя посредника. Кроме того, оказалось, что ОАО «Оператор ЕПСС ЖКХ» не является платежным агентом, что требует Закон, и, соответственно, не вправе осуществлять сбор платежей с собственников и нанимателей жилых и нежилых помещений.
Как следует из текста самого договора, агент, то есть ОАО «Оператор ЕПСС ЖКХ» «…за вознаграждение» принимает на себя обязательства осуществлять от собственного имени и за счет УК юридические и иные действия». Это самое вознаграждение незаметно для граждан и закладывается в тарифы ЖКХ. За год, надо сказать, набегает значительная сумма.
В УФАС по Воронежской области установили, что на основании протокола №2 от 16.03.2012 года внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Воронеж, ул. Волго-Донская, д.42 ОАО «УК Левобережного района» является управляющей организаций в указанном многоквартирном доме. При этом между управляющей компанией и собственниками помещений в обозначенном доме заключены соответствующие договоры управления многоквартирным домом, в соответствии с пунктами 3.1.8 и 3.1.9 которых ОАО «УК Левобережного района» обязано «…собственными силами или путем привлечения стороннего исполнителя осуществлять формирование расчетно-платежного документа для оплаты собственником жилищно-коммунальных услуг; принимать самостоятельно или через третьих лиц плату за жилое помещение, плату за коммунальные услуги от собственника, а также в соответствии с пунктом 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации от нанимателя жилого помещения муниципального жилищного фонда».
В апреле 2014 года между ОАО «УК Левобережного района» и ОАО «Оператор ЕПСС ЖКХ» был заключен агентский договор на комплексное обслуживание. Договорились о том, что ОАО «Оператор ЕПСС ЖКХ» ежемесячно осуществляет доставку собственникам и нанимателям жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении у ОАО «УК Левобережного района», платежные документы на оплату услуг ЖКХ. При оплате этих платежек средства поступали на расчетный счет ОАО «Оператор ЕПСС ЖКХ» . Собственно, именно это обстоятельство и стало причиной недовольства Натальи Губаревой: получателем денег значилось ОАО «Оператор ЕПСС ЖКХ», а не ОАО «УК Левобережного района».
В результате УФАС по Воронежской области в отношении двух вышеупомянутых юрлиц возбуждает дело №37-11К по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 11 Закона «О защите конкуренции». Суть такова – заключенный между организациями договор навязывает жителям необоснованные условия о перечислении денег. То есть попросту не оставляет людям альтернативы. Рассмотрение дела было назначено на 18 марта 2015 года. Вскоре однако выясняется, что ОАО «Оператор ЕПСС ЖКХ» так же хитро взаимодействует и с другими управляющими организациями. Таковых набралось еще пятнадцать практически во всех административных районах Воронежа.
Время и следствие шли. Примерно через месяц в УФАС поступило еще одно заявление, но уже от другой жительницы Северного микрорайона – Майи Шульги. Она также пожаловалась на неправомерные действия ОАО «Оператор ЕПСС ЖКХ», оформившего договорные обязательства с ООО «РЭК Жилищное Единство» Коминтерновского района Воронежа. Не трудно догадаться, что причиной стало аналогичное соглашение с ОАО «Оператор ЕПСС ЖКХ».
Рассмотрение дела продолжалось, и в надзорное ведомство поступили данные от Управления Федеральной службы безопасности по Воронежской области. Согласно им, в действиях АО «Оператор ЕПСС ЖКХ ВО» и целого ряда местных УК ( ООО УК «Городок», ОАО «УК Железнодорожного района», ООО «РЭК Жилищное Единство» Коминтерновского района г. Воронежа, ООО «РЭК Жилищное Содружество» Коминтерновского района г. Воронежа, АО «УК Коминтерновского района», ООО «РЭК Комфорт» Коминтерновского района г. Воронежа, АО «УК Ленинского района», ООО «УК Мастер», ООО «УК РайДЭЗ ЖКХ Железнодорожного района», ООО «УК РЭК №22», ООО УК «РЭП-101», ОАО «УК Советского района», ОАО «УК Центрального района», ООО «РЭК Центральный») есть признаки нарушения закона «О защите конкуренции».
Было установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц наименование ОАО «Оператор ЕПСС ЖКХ» изменено на Акционерное общество «Единая процессинг-сервисная система жилищно-коммунального хозяйства Воронежской области» (АО «ЕПСС ЖКХ ВО»). Таким образом, и ответчиком по настоящему делу является уже это акционерное общество. Специалисты УФАС установили также, что изменены были наименования и юридические адреса ряда воронежских УК.
В своих письменных пояснениях по делу представитель АО «ЕПСС ЖКХ ВО» указал, что, по его мнению, договоры, заключенные между его компанией и управляющими организациями, не имеют признаков соглашений, ограничивающих конкуренцию, и не могут привести к ограничению конкуренции.
Интересно, что представители самих УК, привлеченные к участию в рассмотрении дела, также подсчитали, что заключенные ими договоры с АО «ЕПСС ЖКХ ВО» на формирование, печать и доставку платежных документов, а также сбор платежей за жилищно-коммунальные услуги «…не противоречат требования ЖК РФ и условиям договоров управления многоквартирными домами». Не попахивает ли тут сговором лиц, заинтересованных в дележке народных средств? Вопрос пока открытый…
Одновременно ОАО «УК Железнодорожного района», ООО «УК РайДЭЗ ЖКХ Железнодорожного района» и АО «УК Ленинского района» отметили, что у указанных управляющих организаций имеется возможность осуществлять прием платы за коммунальные услуги, минуя расчетный счет АО «ЕПСС ЖКХ ВО», путем приема наличных денежных средств непосредственно в офисе соответствующей управляющей организации.
Изучив материалы и выслушав аргументы лиц, участвующих в рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Управления пришла к выводу о том, что действия АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и ряда управляющих компаний Воронежа незаконны.
В УФАС подтвердили: заключение соглашений фактически привело к навязыванию жителям Воронежа необоснованных условий о перечислении денежных средств за оказанные услуги ЖКХ. Порядок внесения платы за жилищно-коммунальные услуги, как существенное условие договоров управления многоквартирным домом, был изменен без воли собственников помещений многоквартирных домов. Более того, порядок внесения платы за жилищно-коммунальные услуги, установленный соглашениями АО «ЕПСС ЖКХ» и управляющих организаций противоречит действующему жилищному законодательству. Всем фигурантам дела выданы соответствующие предписания о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений.
От редакции.
Чем опасны такие незаконные схемы? Очень часто посреднические организации, получающие от управляющих компаний деньги жильцов, которые, по идее, должны были бы сразу пойти на счета электриков, газовиков, «Водоканала» и т.д., просто уходили «в воду», как мифическая Атлантида, и уносили с собой накопленные средства. А УК оставались должниками и потом спокойно банкротились. Так произошло со многими участниками пресловутой Воронежской коммунальной палаты. Кстати, как утверждают злые языки, многие из 15 УК, нарушивших антимонопольное законодательство, находятся под управлением все тех же представителей ВКП. История повторяется?

«Было установлено, что согласно выписке из ЕГРЮЛ от 08.04.2015 наименование ОАО «Оператор ЕПСС ЖКХ» изменено на Акционерное общество «Единая процессинг-сервисная система жилищно-коммунального хозяйства Воронежской области» (АО «ЕПСС ЖКХ ВО»). Таким образом, и ответчиком по настоящему делу является уже это акционерное общество. Специалисты УФАС установили также, что изменены были и наименования и юридические адреса ряда воронежских УК.


В тему

С 1 июля в Воронеже увеличиваются тарифы в ЖКХ. Жители увидят это повышение уже в платежках, которые будут оплачивать в августе.
Конкретные тарифы устанавливают власти регионов. Руководствуются региональные власти максимально разрешенными федеральными властями индексами роста тарифов. И вот какие тарифы установило с 1 июля управление по госрегулированию тарифов правительства области.
Электроэнергия
Электричество для населения с 1 июля 2015 года подорожает с 3,01 руб за кВт/ч до 3,23 руб за кВт/ч, то есть на 7,3%. В прошлом году в это время оно подорожало на 4,2%, в позапрошлом – на 13,8%.
Водоснабжение
Кубометр холодной воды в Воронеже с 1 июля 2015 года вырастет в цене с 23,6 до 26,57 руб., то есть на 12,5%. В прошлом году водоснабжение подорожало на 4,2%.
Водоотведение
Канализование стоков с 1 июля 2015 года вырастет в цене с 17,19 руб. за кубометр до 19,01 руб. за кубометр, то есть на 10,5%.
Тепло и горячая вода
Существует приказ Федеральной службы по тарифам, который устанавливает максимально возможные индексы роста тарифов на тепловую энергию для регионов России. Для Воронежской области максимальный индекс установлен на уровне 8,6%. В целом тарифы большинства поставщиков тепла (а только в Воронеже их около 50) как раз и вырастут на 8,4 – 8,6%.
Газ
Тарифы на газ для населения управление по тарифам утвердило 18 июня. С 1 июня 2015 года тариф на газ вырастет на 7,2 %.
Таким образом, с 1 июля квартплата вырастет в среднем на 8 – 10% – полностью ощутить этот рост можно будет уже осенью, когда в квитанциях появится графа за отопление. А с учетом появления с 1 января 2015 года взноса на капремонт плата граждан по сравнению с декабрем 2014 года увеличится на 15 – 20%.

Игорь ВОЛГИН Воронеж

 

Вопросы:

1. Иван 2015-07-08 08:26  

Почему нельзя скачать весь номер в формате pdf?


Ваше имя:

Ваш комментарий:


* Ваш комментарий будет доступен для редактирования в течение - 10 Минут





16+