Газета Труд Черноземья

Таинство игры

Шахматы – старинная игра, но с давних времен правила существенно изменились. И если сегодня современному, даже титулованному шахматисту предложить доиграть партию «из прошлого», сделать этого он, скорее всего, не сможет.

Достигли ли сегодня шахматы пика своего совершенства? И да, и нет – к однозначному ответу прийти трудно. Те из игроков, кто начинал играть еще в прошлом столетии, не очень радуются тому, что в результате реформы, например, в этом виде спорта исчезло доигрывание. Причин называют несколько, одна из них – ускорение ритма жизни, а доигрывание увеличивает игровое время, что влияет на зрелищность – болельщики жаждут итоговых поединков сейчас и немедленно. Вторая причина – всеобщая компьютеризация: машина могла вмешаться в итоговый поединок и выигрывал бы тот, у кого программа сильнее.
В результате эндшпиль (последняя стадия игры), находясь в тисках игрового времени, выхолащивается и не требует того изучения, как в прежние годы.
Ведь раньше партии откладывались, партнеры со своими соратниками «колдовали» над ходами, отбрасывая слабые и заменяя их сильными. Продумывали «ловушки» для соперников, а потом обсуждали итоги. Это была прекрасная аналитическая школа для каждого играющего.
Сегодня компьютер вмешался и в композицию – один из прекраснейших разделов шахмат. Благодаря ему меняется творческий подход к составлению задач и этюдов. Машина позволяет находить максимальное количество решений, выявляет мельчайшие погрешности, что значительно облегчает труд составителя композиций. Но из процесса уходит душа, творческий порыв автора, благодаря которому и создавались самые яркие, с красивыми идеями и сложными ходами композиции, вызывающие восторг у решателей.
Поэтому компьютер никогда не сможет заменить составителя композиций, и она продолжает оставаться пропагандистом игры, привлекая в ее ряды все новых и новых поклонников. Но композиция не появляется сама по себе – у каждой из них есть автор. Об одном из них мы расскажем сегодня.
Прошедшее столетие стало «золотым веком» композиции. Задачи и этюды печатались в газетах, журналах, различных бюллетенях. Эти маленькие диаграммы с разбросом фигур привлекают многих: проводятся конкурсы решений и составлений композиций, различные вечера и фестивали. Статус шахматиста в 20 веке очень высок. А мировые шахматы становятся еще и политическим средством!
Несмотря на большое число специализированных изданий и шахматных страниц в газетах, опубликовать свое произведение удавалось не каждому автору. Тем же, кому повезло опубликоваться, выплачивались гонорары – по тем временам деньги немалые – от трех до десяти рублей.
В 60-80-ые годы в журналах «Пионер» и «Костер» обязательно были красочно оформленные странички, посвященные шахматам. Большой популярностью пользовались проводимые изданиями конкурсы по решению композиций. В журнале «Пионер» шахматный отдел вел Михаил Юдович – легенда советских шахмат (автор однажды играл с ним в сеансе одновременной игры), а в «Костре» – заслуженный тренер СССР Юрий Барский, который тренировал многократного чемпиона мира Игоря Купермана, и сам составлял задачи. У автора с ним сложились добрые отношения, была долгая переписка.
На композициях из этих журналов выросло немало талантливых юных шахматистов, которые впоследствии и сами стали составителями композиций.
Уже сложно вспомнить, когда мы заочно познакомились с составителем задач и пропагандистом шахмат Владимиром Кожакиным из Магадана, но то, что он был участником большого числа соревнований по композиции, проводимых на страницах воронежских периодических изданий – это точно. А вот очное знакомство состоялось и продолжилось на Одесских фестивалях в 80-х годах, где он организовывал и проводил свои конкурсы.
За прошедшие годы он стал известным композитором, мастером спорта, международным арбитром, автором более 3000 композиций. Его шахматные произведения, как и юмористические рисунки (а их у него около 3500), публикуются по всему миру. Он неоднократный участник международных конгрессов по композиции. У себя в Магадане занимается с юными шахматистами, многих «заразил» любовью к составлению композиций. Среди его учеников и дочь Алена – автор многих публикаций.
Недавно Владимир Кожакин выпустил свою новую книгу – «Через минуты, дни, года придут другие режиссеры!». В ней – более 500 композиций автора и его воспитанников. А также карикатуры, рисунки и фотографии автора. Книга уже сейчас стала большой редкостью у шахматистов.
Надо отметить, что Владимир Кожакин является редактором шахматного издания «Кудесник», очень популярного у композиторов.

Юрий СЕЛЯВКИН Воронеж

 

Вопросы:

Пока комментариев нет

Ваше имя:

Ваш комментарий:


* Ваш комментарий будет доступен для редактирования в течение - 10 Минут





16+