Газета Труд Черноземья

Игорь ЕСАУЛЕНКО: Мы воспитываем компетентных врачей

Воронежский государственный медицинский университет по итогам 2014 года занял первое место в рейтинге медицинских образовательных учреждений ЦФО и седьмое место среди всех медвузов страны, уступив лишь столичным.

В рейтинге по качеству приема в государственные вузы РФ среди высших учебных заведений медицинского профиля по итогам приемной кампании 2015 года воронежский медуниверситет занял пятое место. О новом, высшем статусе медицинской альма-матер нашего края и «трех китах» вуза, благодаря которым он живет и развивается, журналист нашего издания беседует с ректором ВГМУ им. Н.Н. Бурденко Игорем Есауленко.

– Игорь Эдуардович, Воронежская медицинская академия приобрела новый статус – стала университетом. Что составляет основу вуза, образно выражаясь, его сердце, мозг и нервную систему?
– Позвольте начать с того, что проблемы сегодняшнего здравоохранения (а мы это не скрываем) имеют корни разного происхождения. Корни многоветвистые, и одна из веточек связана с медицинским образованием и подготовкой будущих специалистов. Поэтому для нас качество оказания медпомощи, о чем сегодня все усиленно говорят, – задача основная. Насколько качественное образование мы дадим нашим студентам, выпускникам, настолько качественным будет лечение пациентов. Посему это – краеугольный камень нашей деятельности, и на это мы нацеливаем не только образовательную и педагогическую работу, но и научную, воспитательную, не забывая об экономике и финансах. Все вышеперечисленное в итоге влияет на образование врача. Каким образом? Постараюсь объяснить.
Во-первых, в образовательной деятельности на протяжении последних четырех лет мы перешли на новые федеральные государственные образовательные стандарты. Сегодня мы ведем подготовку специалистов по-новому. Это означает, что 85 процентов учебных дисциплин, часов связаны непосредственно с клинической подготовкой выпускника. Раньше такого не было. Мы создаем элективы на кафедрах. Под это выделяются часы. Студенты самостоятельно могут принять решение о посещении того или иного электива, они сами определяют, в какой степени элективы раскрывают нужные им области знания, являются ли они для них стержневыми или дополнительными в освоении избранной специальности.
Появились новые образовательные технологии, которые мы внедрили за последние годы. Это симуляционное обучение на тренажерах с использованием специальных симуляционных аппаратов. Мы объединили все эти формы, назвав это учебной виртуальной клиникой. Здесь обучаются студенты и младших, и старших курсов. Причем, если новичков обучают базовым навыкам владения предметом, то «ветеранов» учат коллективным действиям в оказании медпомощи больному.
Я хотел бы подчеркнуть, что в образовании и подготовке медика главное, может быть, состоит даже не столько в том, чтобы вооружить его знаниями, но и дать ему навыки, умение, чтобы он уже на студенческой скамье мог что-то самостоятельно делать, самостоятельно оказывать медицинскую помощь. Мы, конечно, понимаем прекрасно, что без знания и умения подготовить врача невозможно. Если говорить о лечебной виртуальной клинике, то она как раз и создана для того, чтобы умения, профессиональные навыки будущий врач мог воспроизводить уже начиная со студенчества, чтобы он не на больном «набивал» себе руку, а мог на симуляторе провести диагностические и лечебные мероприятия.
– Речь идет о каких специальностях?
– Обо всех: терапевтических, хирургических и акушерско-гинекологических У нас есть, например, акушерско-гинекологический фантом, при помощи которого студенты могут практиковать принятие родов. Этот сложный прибор, внешне выглядящий как манекен человека, повторяет всю его физиологию, полностью воспроизводит движение плода, выход его, появление на свет. Студент может уже на старшем курсе, зная физиологию и анатомию этого процесса, отработать те навыки и умения, которыми он должен владеть при приеме родов уже в реальной жизни. Вообще же наша задача – оснастить все медицинские специальности, которые мы в вузе преподаем, симуляционными аппаратами, тренажерами. Далеко за примером ходить не надо: есть тренажеры, которые позволяют провести хирургические операции, оказать реаниматологическую помощь, на глазе «отточить» офтальмологические операции, которые студент сможет совершить уже на старших курсах.
Следующее направление, которое касается образовательной деятельности, – это, конечно, дистанционное обучение. Мы понимаем, что живем в век компьютерных информационных технологий и не должны быть в стороне от новых веяний. И сегодня мы успешно внедряем дистанционные курсы лекций. Проводим обследования больных и операции, которые транслируются на расстоянии. Каждый подключившийся к нам или студент, или курсант института дополнительного профессионального образования непосредственно с экрана видит ход операции с комментариями того или иного преподавателя, который все это осуществляет. Уверен: развитие коммуникационных технологий в освоении медицинской профессии необходимо. Я не касаюсь всех аспектов, их много, но хочу подчеркнуть, что в образовательных технологиях есть новые, прорывные направления, позволяющие более качественно готовить специалиста для врачебной деятельности. При этом мы убираем стереотип даже у тех врачей, которые заканчивали наш вуз лет 15-20 назад: подготовка студентов протекает уже в несколько ином формате. Она приближена к тем условиям, которые мы сегодня имеем. Если буквально 10-15 лет назад мы жили в технологическом обществе, то сегодня мы живем в информационном. Поэтому информационная составляющая, конечно, очень важна.
Другое направление подготовки специалистов – через научную деятельность. Мы сегодня отошли от тех научных направлений, которыми традиционно занимались, поскольку считаем, что в наши дни медицинская наука должна быть сопряжена с новыми технологиями, с новыми направлениями. И они должны касаться таких новаторских областей, как биомедицинские, молекулярные технологии, инженерия, гистохимические и электронные микроскопические исследования и так далее. То есть сегодня мы подстраиваем свою научную деятельность под те научные платформы, которые официально утверждены Министерством здравоохранения РФ, и в рамках которых медицинская наука развивается. Это позволяет нам софинансировать научные исследования, дает возможность реально применять их на практике.
Работа студентов в решении научных проблем позволяет нам развивать студенческое научное общество, которое имеет в нашем вузе длительную историю: оно существовало даже в довоенный и военный периоды. Даже находясь в эвакуации, сотрудники вуза проводили научно-студенческие сессии. Там студенты с преподавателями-кураторами докладывали о своих результатах. Это все и сегодня живо. Мы рады, что студенты работают над теми или иными научными проблемами, а мы даем им для этого платформы, возможности. Ежегодно в апреле проходит Бурденковская научная конференция, которая позволяет студентам доложить результаты своих научных исследований. Лучших мы отмечаем наградами, поощряем. Студенты являются базой при отборе в аспирантуры, клиническую ординатуру, интернатуру, на международные стажировки. Все это развивает их кругозор, улучшает восприятие изучаемой дисциплины.
– Какие еще новации есть в медуниверситете?
– Мы также активно используем воспитательные технологии для совершенствования медицинского образования – волонтерские движения, призванные взращивать милосердие, гуманизм. Студенты оказывают помощь детям-сиротам, ветеранам, инвалидам. Действуют многочисленные студенческие организации, которые объединены в единый центр добровольческого движения Воронежского медицинского университета «Млечный путь». Сегодня этот центр ведет многоплановую социальную работу, практикует обучающие программы. Функционирует просветительский центр космической биологии и медицины – всего шестнадцать направлений.
Конечно, в стороне не остаются финасово-экономические вопросы. Мы понимаем, что без хорошей материально-технической базы нельзя совершенствовать и развивать качественное медицинское образование. Мы ежегодно принимаем студентов и на коммерческой основе, причем принимаем их по конкурсу. Кто приносит из общеобразовательной школы по результатам ЕГЭ очень низкие баллы, те просто не проходят у нас по конкурсу. Даже среди тех, кто готов учиться у нас на договорной, коммерческой основе, мы отбираем только лучших. В этом году, чтобы поступить к нам на бюджетной основе, надо было по каждому предмету иметь 80 баллов.
– Современный облик университета, каков он?
– За последние годы мы достроили учебно-лабораторный корпус и ввели его в строй, возвели спортивно-оздоровительный комплекс с плавательным бассейном. Фактически ВГМУ стал первым медицинским вузом, который имеет свой плавательный бассейн. Уже после нас их построили в вузах Москвы, Рязани, Ростова-на-Дону. Фактически заново отстроено общежитие №1 для студентов, открыта учебно-виртуальная клиника, переоборудовано и заново оснащено помещение для кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья.
Важным приобретением за последние годы явилась передача нам в оперативное руководство бывшей детской железнодорожной больницы на переулке Здоровья. Сегодня это – детская клиническая больница Воронежского медицинского университета. Три года назад мы сумели, включившись в программу модернизации лечебных учреждений, получить деньги для ее оснащения лечебно-диагностическим оборудованием. Все вышеперечисленное позволяет нам развиваться, решать вопросы на хорошей научной, лабораторной, технической базе, и решать их эффективно. Достаточно сказать, что по авторитетным рейтингам агентства RAEX из 51 медицинского вуза России мы – на пятом месте. Это говорит о высоком статусе ВГМУ и его возможностях. Мы готовим специалистов по нескольким направлениям, причем не только в специалитете, но и в бакалавриате. Есть многочисленные направления в ординатуре, клинической аспирантуре, производится повышение квалификации врачей. У нас представлены как среднее, так и высшее медицинское образование, ведется подготовка медицинских сестер с высшим медобразованием, специалистов интернатуры, действует институт дополнительного медобразования. Обеспечивается подготовка через первичную специализацию врачей, уже имеющих диплом, и далее – циклы усовершенствования. Всего в год через наш вуз проходит до 12 тысяч человек.
– Словом, востребованы…
– Если говорить о востребованности, о приходе новых абитуриентов, то на сегодня заключены договоры о сотрудничестве и подготовке кадров с десятью регионами России. Мы себя позиционируем как федеральный университет и, естественно, работаем не только на Воронежскую область, но и выделяем квоты целевого набора для Липецкой, Белгородской, Тамбовской, Тульской, Орловской, Курской областей, Республики Ингушетия, Чеченской республики, Ростова-на-Дону. Взаимодействуем с федеральными структурами: готовим специалистов для ОАО «РЖД», структур ФСИН России, Роспотребнадзора.
Квоты мы определяем, исходя из потребности региона и устоявшихся договорных отношений с ним. В этом году 68 бюджетных мест отдано под целевой набор. Это означает, что мы заключили договоры с департаментами и управлениями здравоохранения разных областей, и эти регионы нам направляют абитуриентов. Субъекты страны конкурируют в данном случае между собой.
Наш регион для нас, понятно, в приоритете. Для Воронежской области ежегодно выделяем 100-110 квот. Как результат: девяносто процентов целевиков (мы проводили специальный анализ вместе с департаментом здравоохранения нашего региона) остаются в регионе.
– Врачи какого профиля более всего нужны в больницах, поликлиниках, амбулаториях?
– Сегодня практическое здравоохранение испытывает прежде всего дефицит врачей в первичном амбулаторном звене. Поэтому мы приоритет отдаем подготовке врачей общей практики, то есть тех, которые востребованы более всего. Система ординатур предназначена для подготовки специалистов по узким направлениям.
Сегодня в стационар на работу не устроишься, а в амбулаториях много вакансий. В девяностые годы студенты медвузов выбирали специальности, которые им по душе. Но ведь если мы готовим врачей за счет средств государства, такое нельзя назвать государственным подходом! Мы должны учитывать то, с чем сегодня сталкивается практическое здравоохранение, поэтому готовим специалистов для амбулаторно-поликлинического звена. А если человек, скажем, недавно получил диплом врача, хочет стать узким специалистом – пожалуйста! Тебя должны знать в больнице, ты должен поступать по целевому набору. Допустим, Петропавловской больнице нужен невропатолог. Давай, готовься! На протяжении шести лет учись, не теряй связь с больницей, выезжай туда на практику, изучай местные особенности. Потом ты пройдешь ординатуру, отучишься, станешь неврологом, и затем, пожалуйста, работай в Петропавловке! Тогда у тебя есть возможность осуществить cвою мечту и стать специалистом там, где ты востребован!
– На Ваш взгляд, как скоро этот дисбаланс может быть устранен?
– Точный прогноз дать невозможно. Примерно 75 процентов медицинских кадров в регионе укомплектовано, а 25 – нет. Но это не означает, что этих врачей в действительности нет. Просто они используют принцип совместительства. Попросту врач берет больше часов.
Кроме того, не надо забывать, что медицина – сложнейшая область знаний. В этом образовании есть особенность. Медики, окончив вуз, получают только диплом о высшем медицинском образовании. Чтобы стать врачом, получить сертификат на право заниматься лечебной деятельностью, молодой специалист должен пройти или интернатуру, или клиническую ординатуру. Все так и было до недавнего времени. Но мы живем в период перемен. С 1 января 2016 года сертификация будет постепенно заменяться аккредитацией специалистов. Это новая форма получения документов о праве заниматься лечебной деятельностью. Грядет и новая система сертификации. Претерпит изменение клиническая ординатура, она будет продолжаться не два года, как ныне, а в зависимости от специальности. Некоторым, например, потребуется до пяти лет учебы – допустим, нейрохирургам или кардиохирургам.
Новая система в первую очередь коснется наших выпускников. У нас есть центр мониторирования кадровых ресурсов. Мы заранее информируем молодых специалистов о вакантных местах, ежегодно проводим ярмарки вакансий как по факультетам, так и по территориям. Ежегодно студенты встречаются с главами администраций муниципальных районов и главами регионов. Так, два года назад с нашими выпускниками встречался губернатор Липецкой области Олег Королев. Он рассказал о возможностях профессионального применения в этом регионе. Такая работа дает свой эффект, и, по крайней мере, дипломы у нас забирают все выпускники. Согласитесь, проучившись шесть лет, пройдя клиническую подготовку, не забирать диплом было бы просто глупо. А, между прочим, в некоторых вузах дипломы по какой-то причине остаются невостребованы.
– Игорь Эдуардович, по Вашему мнению, сейчас в медуниверситет идут больше по призванию или в погоне за престижем профессии?
– Какой там престиж! Мы все знаем, сколько получают врачи. Дело в том, что само общество, не задумываясь, «лягает» профессию врача достаточно часто и грубо. Взять тот же телесериал «Интерны». Но как бы там ни было, это всего лишь комикс, пародия на систему подготовки врачей. Проблемы здравоохранения на виду. К сожалению, люди болели и будут болеть, и первый рубеж для пациента – это врач. Но, как бы не вскрывали недостатки, которые есть в российском здравоохранении, врачебное сообщество остается национальным богатством. Это слова не мои, а Президента Путина, сказанные им на встрече с представителями Народного фронта в этом году.
Медицина у нас в стране – достаточно продвинутая отрасль. Произошли серьезные изменения как в материально-техническом отношении, так и в умах, в мотивации самих врачей. Наша общая деятельность направлена на совершенствование образовательного процесса, организации медпомощи, профессиональной компетентности врачей. Говоря словами древних философов, любое общество, если оно хочет сохраниться и быть жизнеспособным, должно кормить свою армию, а иначе придется кормить чужую. Точно так же нужно бережно относиться к своему национальному достоянию – к врачебному, педагогическому сообществам, которые сохраняют генофонд, воспитывают, лечат нацию. Не зря говорится: от Бога три профессии – лечить, учить и судить.
-Последний вопрос: какие события ждут университет в будущем?
- У нас через два года здесь пройдет XXIII съезд физиологического общества имени И.П. Павлова, а в 2018 году отметим столетний юбилей. Начинаем потихоньку к ним готовиться.

Борис ВЛАДИМИРОВ Воронеж

 

Вопросы:

Пока комментариев нет

Ваше имя:

Ваш комментарий:


* Ваш комментарий будет доступен для редактирования в течение - 10 Минут





16+