Как воспитать чемпиона
Делясь своими воспоминаниями с читателем, автор понимает, что последнего интересует, прежде всего, само то время, его ход и те процессы, которые влияли на развитие общества в самых различных направлениях.
Например, школьники 60-х и 70-х годов прошлого столетия как в стране, так и в Воронеже, практически повсеместно были охвачены кружковой и спортивной работой по интересам. И каждый выбирал, чем ему заняться. Кто-то хотел рисовать, петь, читать стихи, быть юннатом, а кто-то плавать, заниматься борьбой или играть в шахматы. Некоторые посещали даже два-три кружка или секции. И там, где были лучшие результаты, пытались максимально реализовать свои способности и талант.
После Великой Отечественной войны в мире установилась гегемония советских шахматистов. Советская шахматная школа стала самой лучшей, а ее успехи превзошли все совокупные успехи мировых держав. В 1969 году завершился матч между двумя выдающимися шахматистами Тиграном Петросяном и Борисом Спасским. Победил в нем и стал чемпионом мира, десятым по счету, Борис Спасский. Розыгрыш мировой короны стал уже давно внутренним делом советских шахматистов, и к этому все привыкли. По завершении матча в Москве вышла блестящая по своему содержанию книга «Петросян-Спасский», посвященная поединку. Тренеры двух шахматистов - Исаак Болеславский и Игорь Бондаревский - поочередно со своих позиций комментировали ходы в партиях.
На страницах газет как центральных, так и областных, шахматам уделялось достойное место. Печатались обзоры соревнований, партии, задачи, этюды, комбинации, окончания из партий. Организовывали газеты и заочные поединки читателей с тем или иным известным шахматистом или даже чемпионом мира. Не уходили от пропаганды шахмат и газета «Пионерская правда», и журналы «Пионер» и «Костер». В то время в одной из областных газет вел шахматный отдел неоднократный чемпион Воронежской области Иван Васильевич Бубнов. Слог его был лаконичен, без всяких излишеств и красивых выражений, он передавал суть. В его отделах, а они печатались еженедельно, чередовались публикации партий и композиций. Те, кто решал правильно композиции, поощрялись. Их фамилии публиковали в последующих шах-отделах. В другой областной газете выходил «Клуб четырех коней». Его вел страстный поклонник шахмат, ученый Леонид Михайлович Матвиенко. Его материалы были свободны, легки, читались с интересном.
В то время школьники, даже самых младших классов, были более самостоятельными, чем их одногодки из дня нынешнего. Они знали все окрестности, ходили в далекие от их местожительства клубы на просмотры фильмов, а на трамваях объезжали чуть ли не весь город, сами записывались в библиотеки и несли горы книг домой, ну и, конечно, самостоятельно записывались в кружки по интересам.
Когда в конце 1969 года автор увидел в одной из газет приглашение читателям сыграть в матче с одним из шахматистов, он захотел присоединиться и послать свой ход. Но как это сделать, не знал, поскольку никогда не изучал шахматной нотации. А вернулся к шахматам уже в начале 1970 года. И сразу скажу, как бы вы ни любили шахматы, сколько бы вы партий ни выиграли, обязательно изучите шахматную нотацию. Это тоже азбука, только в шахматах, она мгновенно вам открывает ворота к знаниям этого загадочного королевства. Благодаря ей вы можете узнать, как играли в прошлом, изучить тот или иной дебют, записать свои поединки, разобраться в задаче, узнать у более опытного шахматиста, какие ошибки в игре вы делаете и как их следует избегать. И самое главное – для изучения нотации надо всего несколько минут, и еще чуть больше для закрепления. Но, если вы знаете нотацию, то вы уже прошли первый основной урок на шахматную грамотность.
Страна тогда была в преддверии празднования 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина. На производстве многие лучшие представители рабочего класса награждались грамотами с изображением вождя, вручали и юбилейные медали. Проводилось немало спортивных соревнований и мероприятий, посвященных юбилею, в том числе и шахматных.
В конце марта – начале апреля 1970 года в Белграде прошел грандиозный «матч века» – на десяти досках в четыре тура. На одной стороне играла команда Советского Союза, на другой – сборная мира. Идея матча была предложена гроссмейстером Савелием Тартаковером еще в 1945 году. И лишь только через 25 лет она была воплощена в жизнь. За команду Советского Союза играл чемпион мира Борис Спасский и четыре экс-чемпиона мира. Первые два тура завершились победой советских шахматистов. Третий – победой сборной команды мира, а четвертый – вничью.
Общий счет был 20,5 очка у Советского Союза и 19,5 очка у сборной мира. Вот в апреле того года автор и переступил порог Дома офицеров и очутился в просторной комнате, где за столиком играли юные шахматисты, а занимался с ними талантливый тренер Валентин Константинович Чистяков. С этого момента многое другое было отброшено в сторону, в том числе занятия в изостудии, театральное дело, музыка…Шахматы стали поглощать огромное количество времени, любой поединок, где ни увидел бы его автор, приковывал внимание, а небольшая газета «64» и более элитный журнал «Шахматы в СССР» стали настольными. Занятия шахматами стало у автора настолько интенсивным уже с осени 1970 года, что для более их глубокого изучения захотелось записаться дополнительно в Дворец пионеров, к замечательному педагогу, тренеру-организатору Валерьяну Дмитриевичу Лебедеву. Но принят не был по возрасту. Однако автора это не остановило, и он стал дополнительно ходить еще к одному тренеру, легендарному шахматисту Феликсу Иосифовичу Байле. Но и этого показалось мало для изучения ряда дебютов, записался еще к одному тренеру. Старался как можно больше получить знаний. К тому же стал вести большую переписку, связанную с шахматной композицией, и вскоре стал составлять шахматные произведения и публиковаться не только у нас в стране, но и за рубежом.
И вот в конце того года проходил чемпионат области среди мужчин. Автор был на нем в качестве болельщика. Но потом тренеры, увидев огромную тягу к игре, разглядели в юном игроке перспективы. Вскоре были выполнены четвертый, третий, второй и первый разряды. Быстро решены все комбинации и позиции из картотеки Валентина Константиновича Чистякова. Вскоре включился в команду выезжающих в районы области на товарищеские встречи, а в 1972 был послан на зональное первенство России в Ростовскую область, в город Белая Калитва. Уже в марте 1973 года выступал на Всероссийских соревнованиях за команду областной детско-юношеской спортивной школы и по итогам получил диплом, подписанный замминистра просвещения РСФСР Л. Балясной как участник команды, занявшей второе место. Фактически мы тогда стали чемпионами РСФСР. Автор играл на первой доске, набрал 3 очка из 7 возможных. Среди его участников были будущие гроссмейстер и мастера спорта. К примеру, тот же международный гроссмейстер Семен Двойрис, который выиграл тогда у Алексея Ермолинского из Ленинграда. Впоследствии он стал чемпионом США.
Не догадывался в то время автор, когда переступал порог учебного класса, что через три года с небольшим он будет сам учить других играть и проводить занятия в масштабах области. Осенью 1973 года автор стал по областному радио вести радиошколу «Шахматные короли», а через некоторое время был избран председателем клуба «Шахматный собеседник», в совет которого вошли сильнейшие шахматисты, а также писатели, ученые, журналисты.
В то время все кружки, все спортивные секции и школы в первую очередь были созданы для воспитательных целей юного поколения, формирования их личности, патриотизма, и, конечно, мастерства. Как можно воспитать чемпиона мира? Школы, секции, кружки развивают интеллект и способности, помогают в получении мастерства. А завоевание чемпионского титула как среди мужчин, так и женщин – это и талант, и способности, и, конечно, великий наставник, огромнейший труд одного и другого, а также совокупность всевозможных факторов и обстоятельств. Так что между желанием воспитать чемпиона и обретением чемпионского титула – огромная дистанция.
Юрий СЕЛЯВКИН Воронеж
|
|
Вопросы: