Газета Труд Черноземья

АО «ВЗПП-Сборка» – территория поколения Z

АО «ВЗПП-Сборка» заявил о создании на своей территории комфортной среды для молодых кадров.

Один из крупнейших в России разработчиков и производителей электронной компонентной базы для предприятий-изготовителей радиоэлектронной продукции, средств связи и важнейшей аппаратуры специального назначения АО «ВЗПП-Сборка» заявил о создании на своей территории комфортной среды для молодых кадров. В последние два года на заводе начал заметно меняться кадровый состав – предприятие молодеет. Об эффектах грамотной кадровой политики и пилотном проекте дуального обучения совместно с профильными учебными заведениями мы решили побеседовать с генеральным директором предприятия Борисом Рязанцевым.

– Борис Георгиевич, на каких принципах строится кадровая политика ВЗПП-С?
– Это целостная и объективно обусловленная стратегия работы с персоналом. Кадры для нас всегда были и остаются самым важным ресурсом и ценностью, обеспечивающей конкурентоспособность бизнеса. Поэтому наша кадровая политика нацелена на создание сплоченного, ответственного и высокопроизводительного коллектива, способного адекватно реагировать на постоянно меняющиеся условия рынка с учетом стратегии развития организации.
Если сказать кратко, то учитываем ключевые моменты. Во-первых, совершенствуем систему подбора персонала. Во-вторых, стремимся к оптимальному количественному и качественному составу. В-третьих, непрерывно развиваем квалифицированных, способных к инновациям работников, находим способы удержания «дефицитной» категории трудящихся. В-четвертых, пользуемся единым локальным нормативным актом, регламентирующим работу с кадровым резервом нашего акционерного общества. Пятое, и немаловажное – усиливаем сотрудничество с учебными заведениями высшего и среднего профессионального образования, а также развиваем систему социального партнерства.
Мы формируем кадровый резерв, наши специалисты постоянно повышают квалификацию. Мы не забываем о таких постулатах кадровой работы, как индивидуальные поручения, делегирование полномочий, стажировка в структурных подразделениях, способствующая выработке специальных практических навыков и умений, профессиональная переподготовка и наставничество…
В результате нам удалось снизить и стабилизировать на необходимом уровне текучесть кадров. К примеру, оптимальный уровень коэффициента текучести персонала для крупных производственных организаций составляет 5-7 % и характеризует процесс естественного обновления трудового потенциала. Мы приближаемся к этому показателю.
В тесном сотрудничестве с руководителями структурных подразделений был разработан принципиально новый подход к подбору персонала, благодаря чему среднее время закрытия вакансий сократилось на 75%. При этом качество квалифицированных специалистов заметно повысилось в виду того, что прием на работу стал осуществляться исключительно на конкурсной основе из расчета 3-5 кандидатов на вакансию.
Почти за два года персонал предприятия был обновлен более чем на 15%. Мы приняли на работу 132 новых сотрудника, причем 77 из них – молодых специалистов, в том числе 25 выпускников высших и средне-профессиональных учебных заведений. За период с 2015 по текущий год 18 квалифицированных специалистов были назначены на руководящие должности.
При этом важно, чтобы «омоложение» коллектива велось вдумчиво, точечно, с анализом всех возможных вариантов и охватом всего спектра бизнес-процессов предприятия. В подобной работе велика опасность потерять уникальную организационную культуру. Разрывая связь поколений, утрачивается производственная преемственность между ними, а на рынке труда тем самым зарабатывается отрицательный имидж. Уверен, что слишком «переомолодив» коллектив, мы лишим молодежь на предприятии среднесрочных карьерных перспектив, а это в свою очередь приведет к массовому исходу опытных и обученных перспективных работников.
– Конкретизируя ваши тезисы, расскажите, пожалуйста, как АО «ВЗПП-С» формирует свой бренд, привлекая молодежь?
– Самым значимым и по-настоящему прорывным событием прошедших двух лет явилась реализация дополнительного к утвержденной кадровой политике проекта с рабочим названием: «Воронежский Завод Полупроводниковых Приборов – Сборка – территория поколения Z». От идеи до появления первых групп студентов на предприятии прошло чуть более полутора лет.
На первом этапе мы спрогнозировали перспективные направления наших разработок. Провели детальный демографический анализ ситуации, то есть выявили реальное и прогнозируемое количество выпускников профильных для нас ВУЗов и ССУЗов. Определили соответствие нашим потребностям учебных программ и качество выпускников. Оценили возможности и потребности, как собственные, так и конкурентов в нашем секторе промышленности. В результате были определены общие контуры проекта, основа которого – инновационные технологии, производство дискретных элементов, аналоговых интегральных схем и силовых модулей.
Предстояло смоделировать различные варианты решения проблемы с учетом особенностей федерального и регионального законодательства в сфере предоставления образовательных услуг. Нужно было выработать оптимальный вариант и выбрать учебные заведения ВПО и СПО для сотрудничества.
Чтобы привлечь внимание региональных властей к проблеме качества образования, мы стали активно заявлять о себе: начался переговорный процесс высшего менеджмента АО «ВЗПП-С» с органами власти Воронежской области. Учитывая тенденции времени, совместно с Государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением Воронежской области «Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж» (ГБПОУ ВО «ВГПГК») мы приняли решение реализовать пилотный проект по организации дуального обучения. Нам крайне важны квалифицированные инженеры – думающие люди, обладающие широким кругозором в довольно обширной области знаний!
На период получения ими фундаментальных знаний не требуется жест­кой привязки к будущему месту работы. Поэтому для их привлечения, адаптации и привития лояльности была избрана иная форма взаимодействия с учебным заведением – создание «Научно-образовательного центра элементной базы радиооэлектроники» совместно с Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Воронежский государственный технический университет» (ФГБОУ ВО «ВГТУ»).
И мы очень рады, что нас услышали на уровне исполнительной власти региона: проблема взаимодействия учебных заведений и работодателей впервые стала звучать в повестке заседаний областного правительства. 21 июля под председательством губернатора Алексея Гордеева состоялось заседание Совета по промышленной политике Воронежской области. Вскоре приказом департамента промышленности Воронежской области создан «Отраслевой (наблюдательный) совет по подготовке кадров организаций промышленного комплекса». В его состав вошел заместитель генерального директора АО «ВЗПП-С» по управлению персоналом. То есть были достигнуты необходимые договоренности и создана платформа для реализации наших планов.
– Затем последовало воплощение проекта в жизнь: документальное оформление, техническое обеспечение и пилотное тестирование…
– Да, на базе ранее существовавшего «Центра повышения квалификации и переподготовки специалистов в области твердотельной электроники и нанотехнологий»колледжем был создан«Учебный центр профессиональных квалификаций в области радиоэлектроники» к которому дополнительно был присоединен «Инновационный учебно-производственный участок» и профильное учебное отделение, а также перевезено уникальное лабораторное оборудование, приобретенное за счет средств федерального бюджета.
Проведена совместная с колледжем разработка и экспертиза четырех проектов Федеральных государственных образовательных стандартов СПО последнего поколения по профессиям и специальностям микроэлектронного профиля. Выполнены совместная с колледжем разработка и экспертиза программ подготовки специалистов среднего звена и профессиональных модулей по специальностям «Радиоаппаратостроение», «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям)» и «Твердотельная электроника».
Преподавательский состав «Учебного центра профессиональных квалификаций в области радиоэлектроники» прошел на предприятии стажировку с защитой отчетов по пройденному обучению и выдачей сертификатов. Совместно с ФГБОУ ВО «ВГТУ» сформирован «Научно-образовательный центр элементной базы радиоэлектроники», начата его фактическая работа и документальное оформление запуска с 1 сентября 2017 года.
В итоге, вопреки всем канонам, дуальное обучение стартовало в середине учебного года – в январе 2017-го. Первые 67 студентов ГБПОУ ВО «ВГПГК» приступили к освоению учебных программ по технологии дуального обучения в условиях реального производства. В настоящее время продолжается настройка запуска «Научно-образовательного центра микроэлектроники».
– Каких результатов уже удалось достичь?
– Научно-образовательным центром элементной базы радиоэлектроники, который документально находится только в стадии формирования, в 2016-2017 учебном году уже было организовано прохождение практики и выполнение курсовых работ на нашем предприятии студентами не только ВГТУ, но дополнительно еще и ВГУ. По их результатам отобрано для приема на работу 10 выпускников бакалавров – 2017 года обоих вузов. Причем, средний балл у каждого молодого специалиста, который придет к нам на работу после получения диплома, превышает 4.0. Далее эти выпускники, будучи уже нашими сотрудниками, продолжат обучение в магистратуре.
Ранее прекращенный набор на специальности «Твердотельная электроника» и «Радиоаппаратостроение» не просто возобновлен, а с 2017 года он еще и увеличен в два раза. Таким образом, ежегодный пул претендентов на вакансии доведен до 140 человек в год.
Выстроена четкая и понятная каждому молодому человеку карьерная вертикаль: школа – очное обучение в ВГПГК – работа в АО «ВЗПП-С»– заочное обучение в ВГТУ, совмещаемое с работой в АО «ВЗПП-С» – работа в АО «ВЗПП-С» и развитие новых компетенций через «НОЦ ЭБР».
В мае 2017 года на X Воронежском Промышленном форуме – крупнейшем отраслевом мероприятии в ЦФО – наша модель взаимодействия с ВГПГК департаментами промышленности и образования областного правительства признана лучшей региональной практикой. Она была представлена как опыт Воронежской области по организация дуального обучения в свободной базе эффективных практик кадрового обеспечения на портале АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов».
Подчеркну: мы не пошли по известному пути создания базовой кафедры в профильном ВУЗе. Это требует серьезных финансовых вложений при ограниченной эффективности. Напротив, мы избрали форму взаимодействия, которая позволяет вовлечь в орбиту своих интересов целый профильный факультет (6 кафедр ВГТУ: полупроводниковой электроники и наноэлектроники (ППЭНЭ), радиотехники (РТ), конструирования и производства радиоаппаратуры (КИПР), радиоэлектронных устройств и систем (РЭУС), физики твердого тела (ФТТ), химии). Тем самым удалось максимально сместить акценты от материальных затрат в сторону интеллектуального вклада и получения ощутимой пользы от взаимодействия.
После старта процесса дуального обучения региональная ниша образовательных услуг по программам СПО для нужд радиоэлектронной промышленности нами была не просто занята, а фактически монополизирована. С 2017 года, исходя только из своих потребностей, полностью игнорируя запросы конкурентов, мы диктуем состав и наполнение учебных модулей. То есть определяем, как и чему учить, на каких станках и каким операциям. Мы первые отслеживаем и оцениваем всех студентов нашего направления, начиная с первого дня учебы, отбираем себе лучших из лучших, позволяя конкурентам довольствоваться только теми из них, которые нас не заинтересовали.
– Борис Георгиевич, каковы, на ваш взгляд, перспективы дуальной модели образования и привлечения на предприятие квалифицированных специалистов?
– Помимо наших собственных усилий задействуются гораздо более широкие возможности учебных заведений-партнеров. При проведении рекламы своих вступительных компаний и осуществлении профориентационной работы в молодежной среде они просто вынуждены косвенно заниматься и нашей рекламой. В связи с чем мы прогнозируем увеличение узнаваемости HR-бренда ВЗПП-С на 40% в течение первых двух лет с последующим не прекращающимся ростом. Ожидаемый результат выводит нас в региональном микроэлектронном кластере на лидирующие позиции в борьбе за поколение Z и позволяет сделать серьезный отрыв от конкурентов.
Реализацией этого проекта мы определяем четкую, прозрачную и многолетнюю перспективу комплектования молодыми инженерными и техническими кадрами. Это дает нам возможность выстраивать бизнес-процессы без оглядки на «кадровый голод». Ведь плановая потребность в рабочих и инженерных кадрах формируется на 5-10 лет вперед.
Содержание образовательных программ ВПО и СПО формируется объединенной рабочей группой с учетом наших требований. Мы имеем широкие возможности перераспределения объемов учебной работы между дисциплинами и профессиональными модулями в рамках одной специальности. В учебный процесс привлекается большое количество преподавателей-производственников. Студенты выполняют курсовые и дипломные проекты по тематике, заказам и на основе информации нашего основного производства. Оценка качества подготовки выпускников осуществляется с нашим непосредственным участием.
Кроме того, в производственный процесс будут ежегодно включаться новые инженерно-технические работники, значение уже сформированной лояльности к предприятию у которых колеблется от «уровня внешних атрибутов» до «уровня поступков и поведения», что максимально сокращает периоды всех видов и форм адаптации. Это позволит им изначально быть высоко мотивированными, ориентированными на стабильный результат и выходить на максимальную производительность уже в течение первого года, тем самым существенно сдвинув к началу точку окупаемости расходов на них.
Таланты будут выявляться еще на первых годах обучения. К ним сразу будет привлечено самое пристальное внимание и разработаны комплексные индивидуальные планы по их развитию и мотивации.

Иван ДОРОФЕЕВ Воронеж

 

Вопросы:

Пока комментариев нет

Ваше имя:

Ваш комментарий:


* Ваш комментарий будет доступен для редактирования в течение - 10 Минут





16+