Газета Труд Черноземья

Светлана КОРОТКОВА: Здоровье врача во многом определяет здоровье пациентов

Как детально строится образовательная и воспитательная работа на одной из ведущих кафедр ВГМУ им. Н.Н. Бурденко – кафедре физкультуры и медицинской реабилитации – мы решили узнать у ее заведующей – Светланы Борисовны Коротковой.

В мае нынешнего года уже в шестой раз на территории спорткомплекса «Олимпик» состоялся общероссийский забег «Зеленый марафон». В спортивном празднике приняли участие около 2,5 тысяч человек, из которых более 1500 вышли на беговую дорожку в массовом забеге на дистанцию 4,2 и 10 километров. Среди них - студенты кафедры физической культуры, медицинской реабилитации и студенческий спортивный клуб «Адреналин» ВГМУ им. Н.Н.Бурденко.
О том, что в медицинских вузах – и воронежский медуниверситет не исключение - львиная доля учебного времени традиционно отводится именно на развитие физической культуры студентов, известно давно. Но как детально строится образовательная и воспитательная работа на одной из ведущих кафедр ВГМУ им. Н.Н. Бурденко – кафедре физкультуры и медицинской реабилитации – мы решили узнать у ее заведующей – Светланы Борисовны Коротковой.

На здоровье нужно время!


Кафедре – 87 лет. Под несколько иным названием - кафедра физического воспитания, врачебного контроля и лечебной физкультуры ВГМИ была организована в 1931 году. Свой первый самостоятельный 1931/32 учебный год кафедра начала с небольшим штатом в составе трех человек: заведующий кафедрой Прусаков И.Ф., ст.преподаватель Ермакова И.Ф. и преподаватель Астахова Н.А. А к концу 30-х годов в штате кафедры насчитывалось уже 17 человек. Ввиду отсутствия спортивной базы учебные занятия приходилось проводить преимущественно на открытом воздухе. Только к концу 1933 года кафедра получила помещение 25x10 м, которое было переоборудовано под гимнастический зал с набором гимнастических снарядов и инвентаря, что позволило повысить уровень учебных занятий. На первом курсе учебные занятия строились в основном по общей физической подготовке, на втором курсе - по типу секционных занятий.
С 2011 года по настоящее время кафедру физической культуры и медицинской реабилитации возглавляет доктор медицинских наук Светлана Борисовна Короткова. В 1992 году она закончила ВГМИ им. Н.Н. Бурденко по специальности «педиатрия». В 2001-м защитила докторскую диссертацию по теме «Моделирование, прогнозирование и рациональное управление процессом рефлекторного массажа при коррекции физиологических показателей систем дыхания и кровообращения» по специальности: 05.13.01 «Системный анализ, управление и обработка информации».
Светлана Борисовна является членом Учебно-методической комиссии по физической культуре УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России, членом Ученого совета ВГМА и Ученого совета стоматологического факультета, членом координационного совета при ректоре ВГМА по охране здоровья участников образовательного процесса, членом координационного совета по воспитательной и комиссии по здоровью студентов. Принимает участие в организации спортивных мероприятиях, проводимых академией и Управлением физической культуры и спорта Воронежской области, и организации соревнований в рамках Всероссийского Фестиваля спорта студентов медицинских и фармацевтических вузов России.
- Научную и педагогическую деятельность ведут все кафедры, но практической спортивной работой и пропагандой здорового образа жизни занимается только наша, - подчеркивает в беседе с журналистом «Труда Черноземья» Светлана Борисовна. -
У нас преподаются две дисциплины – «физическая культура» и «медицинская реабилитация». Самое большое количество часов из всех дисциплин отводится на физкультуру. Это наиболее объемная дисциплина, изучаемая в медицинских вузах.
В рамках курса «медицинская реабилитация» студенты изучают лечебную физкультуру, физиотерапию, спортивную медицину. На кафедре также обучаются дипломированные врачи. Здесь ежегодно готовят врачей по лечебной физкультуре и спортивной медицине. Поэтому уверенно можно сказать, что все воронежские врачи, специализирующиеся по этим направлениям – выпускники именно этой кафедры.
На кафедре в среднем одновременно обучаются 2500 студентов. Согласно новому образовательному стандарту из общего количества часов отдельно выделены часы на подготовку теории – 72 часа.
Как уточняет заведующая кафедрой, сделано это принципиально.
- Мы считаем, что будущий доктор должен знать физиологические основы здоровых людей. Ведь прежде чем говорить, что движением надо лечить больного, мы должны знать как движение помогает, способствует норме, то есть как здоровым людям быть таковыми.
Кроме того, развитию спорта в нашей стране и во всем мире придается большое значение. Спорт стал уже не только частью культуры нашего общества, это еще и важнейшая политическая стратегия государства.
Спорт многие годы - это достижение высоких технологий, в том числе в фармакологии, биохимии, поэтому, конечно, студент, будущий врач должен знать соответственно не только физиологию здорового человека, но и спортсмена, понимать, какие изменения происходят в организме человека при больших физических нагрузках.
Поэтому большое количество лекций и практических занятий выделяется на изучение этих вопросов. Отдельно на нашей кафедре студенты изучают спортивную фармакологию. Учатся понимать, какие препараты можно применять, какие нельзя. Наверняка вы наслышаны о громких скандалах вокруг допинга в спорте.
Наши студенты успешно сдают нормы ГТО - всероссийского комплекса, который незаслуженно был забыт, а теперь возвращен. Золотых значков ГТО пока у нас нет, а вот бронза уже есть, - отмечает Светлана Короткова.

Как вырастить здорового врача?

Физкультурой и спортом в ВГМУ им. Н.Н.Бурденко занимаются все – и профессорско-преподавательский состав, и студенты. При этом преодолевать себя приходится многим.
- К сожалению, не все студенты, поступающие в наш вуз, и это общая тенденция, имеют хорошее состояние здоровья. Но, движение – жизнь, и физически себя реабилитировать должен каждый, в том числе и молодой человек, даже если он имеет заболевания, даже если он инвалид. Все равно нужно двигаться! В России большое внимание уделяется спорту инвалидов, адаптивной физической культуре, проходят параолимпийские игры, где наши спортсмены показывают высокие результаты.
И медик не имеет права отставать, наоборот, он должен быть флагманом в этом деле. Даже если у тебя есть какие-либо проблемы в состоянии здоровья, ты должен стремиться к тому, чтобы минимизировать влияние заболевания на организм и быть физически готовым. Задача врача - это здоровье других людей и, соответственно, это их физический труд и экологическое состояние. Поэтому здоровье врача во многом определяет здоровье пациентов.
У нас все студенты занимаются физкультурой, а для тех, кто имеет отклонения в состоянии здоровья, существует специальная медицинская группа. Собственно, так положено, так должно быть, и специалисты всех медицинских вузов страны регулярно собираются на конференции, симпозиумы, делятся опытом.
Поэтому у нас есть возможность для больных студентов заниматься своим здоровьем в рамках занятий физической культурой. Соответственно, это и отдельные занятия в плавательном бассейне, это и лечебная гимнастика в спортивных залах, и в фитнес зале. Мы хотим создать условия для ребят, чтобы они целенаправленно и грамотно занимались своим здоровьем. К сожалению, приходится бороться с психологическими барьерами, но это уже издержки, не в обиду будет сказано, школам. Не секрет, что многие дети все десять лет учебы в школе освобождены от физкультуры. Все это время им твердили, что двигаться нельзя. Когда я с ними разговариваю, спрашиваю, как же так, нельзя двигаться? Ведь вы выходите из вуза врачами общей практики, участковыми. А как же по участку будете ходить, если считаете, что вам нельзя двигаться? Пытаемся исправлять психологические ошибки школьного периода. Врач и психологически должен быть здоровым!
В университете функционируют два спортклуба. Первый занимается спортивной работой секций и организацией участия в спортивных соревнованиях. Второй – это студенческая общественная организация, студенческий спортивный клуб. В обязанности обоих входит популяризация физической культуры и спорта.
Это как раз те мероприятия, которые повышают у студента интерес к физкультуре, спорту, здоровому образу жизни. Скажем, например, факультетские соревнования по спортивным играм – баскетболу, футболу подвижным играм, лазерстрайку, пейнтболу, пионерболу. Занимаются не профессиональные спортсмены, а все желающие.
Как это происходит на деле? Достаточно просто. Требуется только желание, воля. Организуются студенческие команды, проходят выступления.
К примеру, поединки на кубок ректора по мини-футболу. Турнир существует уже восьмой год. В 2010 году его инициатором был ректор.
Ежегодно все факультеты организовывают команды, самостоятельно и по своей инициативе. Их на факультете может быть сколько угодно. Единственное условие - в команде - представители только одного факультета. С октября по апрель на специально арендованных площадях – как правило, это стадион «Центральный», проходят игры. В финале определяется победитель года. На финальных играх всегда присутствует ректор. Он сам вручает переходящий кубок, который хранится до следующих игр в деканате, награждает победителей. Студенты относятся к турниру с большим энтузиазмом, особенно популярен турнир у студентов иностранного факультета. Для них кубок ректора по мини-футболу - это особенно важное мероприятие, которое позволяет им реализовать себя и организовать, таким образом, свой досуг.

На соревнованиях мы – в лидерах!

Кафедра физической культуры и медицинской реабилитации поддерживает работу двадцати четырех спортивных секций, в каждой из которых занимаются не менее 10 человек. Вуз располагает своими спортивными базами. В 2011 году построен спортивно-оздоровительный комплекс. Он значительно расширил возможности для занятий физкультурой и спортом. Мы были вторым вузом в Воронеже, у которого появился свой плавательный бассейн. Есть спортивный и тренажерный залы. Тренажеры, к слову, нам подарили члены попечительского совета университета.
ВГМУ им. Н.Н. Бурденко – лидер среди вузов региона по участию в спортивных мероприятиях. Так, с 2012 года на его базе ежегодно проходит всероссийский фестиваль студентов медицинских вузов. Это масштабное мероприятие под патронажем министерства здравоохранения и совета ректоров медицинских вузов. Также ежегодно в университете проводятся соревнования по среди студентов-медиков из регионов ЦФО. За последние 6 лет студенты ВГМУ участвуют в финальных мероприятиях и даже становятся победителями этого соревнования, что наглядно подтверждают многочисленные кубки, занявшие свое почетное место на кафедре физкультуры и медицинской реабилитации.
Вуз также регулярно принимает участие в олимпиаде «Сила поколений – вера, спорт, движение» - еще одном интереснейшем проекте, призванном и объединить и оздоровить студентов.
В университете также проходит ежегодная межвузовская универсиада. Увеличилось количество видов спорта в которых студенты-медики стали принимать участие. Добавился мини футбол, женский гандбол.
- Наши юноши-футболисты были призерами, заняли 2-е место в 2014 году, а в этом году женская гандбольная команда заняла второе место. Команда шахматистов занимала второе и третье места на этой универсиаде. Словом, нашу кафедру по праву можно назвать кузницей здоровых врачей, для которых главное – здоровья пациентов, - подытожила Светлана Борисовна.

История кафедры

В истории кафедры условно выделяют три периода:
1. Довоенный 1931-1941 годы.
В первые годы развития были организованы секции по отдельным видам спорта, которых у нас насчитывалось около 22, такие как: секция спортивной гимнастики, секция легкой атлетики, секция лыжного спорта, спортивные игры (футбол, баскетбол, волейбол, хоккей, большой теннис, шахматы и шашки), другие виды спорта (фехтование, бокс, тяжелая атлетика, дзю-до, народная гребля, стрелковая секция, секция туризма-альпинизма). В довоенное время кафедра оказала значительное влияние на организацию научной работы по физической культуре и спорту не только в г. Воронеже, но и по Воронежской области, как по линии ВУЗов, так и по линии добровольных спортобществ.
2. Военный 1941-1945 годы.
С первых дней Великой Отечественной войны профессорско-преподавательский состав, студенты, рабочие и техническо-лаборантский персонал ответил массовым вступлением в ряды действующей Советской армии, в народное ополчение, в партизанские отряды и истребительные батальоны в качестве рядовых бойцов, командиров и медработников. В числе 115 тыс. получивших ордена и медали СССР были работники мединститута и кафедры физвоспитания (Васильев, Астахов, Евмаков, Куничев, Новикова и др.). В 1942 г. Воронежский институт был вынужден эвакуировать в г.Ульяновск. Учебная работа по курсу физвоспитания в те годы была направлена на воспитание и подготовки студентов-медиков к сложным условиям военной обстановки. В августе 1944 г. отделение института возвратилось из Ульяновска в Воронеж.
3. Послевоенный с 1945 года.
В соответствии с приказом Министерства Высшего и Среднего специального образования СССР 1948г. курс физического воспитания при военной кафедре ВГМИ вновь реорганизуется в самостоятельную учебно-педагогическую единицу – кафедру физического воспитания, врачебного контроля и лечебной физкультуры. Уже в 1950 г. кафедра имела в своем распоряжении довольно вместительный гимнастический зал. Это способствовало росту качества учебно-педагогического процесса по физическому воспитанию, росло количество и качество научно-исследовательских и научно-методических работ. С 1956 г. после введения усовершенствованного комплекса ГТО, программа курса физического воспитания для студентов всех ВУЗов строилась на основе спортивной специализации в сочетании с общей физической подготовкой и с повышением зачетных норм и требований. Так же была возобновлена работа секций. Спортклубы ВГМИ: спортивная гимнастика, легкая атлетика, спортивное плавание, лыжи, волейбол, баскетбол, футбол, хоккей с шайбой, большой теннис, настольный теннис, шахматы, городки, ручной мяч, борьба(вольная и классическая), бокс, штанга, фехтование, коньки беговые, акробатика, гребля народная, велосипед, туризм, фигурное катание, художественная гимнастика, стрельба пулевая.
Заведующие кафедрой:
1931 – 1951 гг. – Присаков И. Ф.
1951 – 1957 гг. – профессор Красносельский Г. И.
1957 – 1960 гг. – доцоцент Сухарев А. Т.
1960 – 1961 гг. – к.м.н. Апарин В. И.
1961 – 1973 гг. – профессор Аксенов М. Д.
1973 – 2002 г. – доцент Корчагина Г.
2002 – 2010 гг. – доцент Мальчикова Е. В.
2010 - 2011 гг. – Вяльцева Е.Д.
2011 - и по настоящее время – д.м.н. Короткова С.Б.

 

Вопросы:

Пока комментариев нет

Ваше имя:

Ваш комментарий:


* Ваш комментарий будет доступен для редактирования в течение - 10 Минут





16+