Газета Труд Черноземья

Александр Гусев: «Если мы себе ставим задачу по росту ВРП в 5%, то зарплаты должны расти выше 5%»

О прогнозе социально-экономического развития Воронежской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов шла речь 25 октября на заседании регионального правительства под председательством губернатора Александра Гусева.

Руководитель департамента экономического развития области Анатолий Букреев отметил, что разработка прогноза велась на основе сценарных условий развития Российской Федерации на предстоящую трехлетку и с учетом тенденций реального сектора экономики и социальной сферы нашей области. В новом прогнозном цикле внешние условия развития страны оцениваются с качественно новых позиций: предусматривается восстановление экономического роста со значительно более высокими темпами при стабилизации ситуации на мировых товарных рынках. При этом в Правительстве страны исходят из максимально осторожного подхода к оценке ситуации на мировых сырьевых и финансовых рынках и учитывают возможность дополнительного усиления санкционного давления.

По прогнозу Минэкономразвития, в текущем году ожидается прирост валового внутреннего продукта на 1,8%, а к 2021 году планируется выйти на устойчивый рост российской экономики с темпом не ниже 3%, что будет соответствовать среднемировому уровню.

Как пояснил Анатолий Букреев, прогноз основан на предпосылке достижения национальных целей развития, заложенных в майском указе Президента. Каждая из них оказывает влияние на показатели прогноза. Так, рост продолжительности жизни до 78 лет окажет влияние на соответствующий рост активной жизни и преодоление негативных демографических трендов.

На достижение этих целей направлены национальные проекты. Сейчас организована деятельность по разработке их региональной составляющей. Воронежская область примет участие в 11-ти из 12-ти нацпроектов. По предварительной оценке, в течение 2019–2024 годов планируется привлечь на реализацию проектов из федерального бюджета порядка 90 млрд. рублей.

Руководитель департамента рассказал, что прогноз учитывает последние изменения в законодательстве, в том числе в пенсионном, направленные на смягчение демографического удара по экономике. Для нашей области это означает, что вместо базового сценария сокращения экономически активного населения на 3,5 тыс. человек в год ожидается его положительная динамика. Ключевыми факторами станут рост продолжительности активной жизни, положительная динамика миграционного притока и изменения в пенсионной системе.

Что касается внутренних условий развития региональной экономики в базовом периоде, то они складывались более благоприятно, чем общероссийские. В Воронежской области удалось сохранить положительные темпы развития на всем протяжении базового периода 2016–2018 годов.

Как пояснил докладчик, в последние два года рост промышленного производства ускорился. По итогам 9 месяцев он составляет 105,5 против 103% по Российской Федерации. По темпам роста регион стабильно входит в десятку наиболее динамичных субъектов страны. В сельском хозяйстве в связи с менее благоприятными погодными условиями в растениеводстве по году ожидается снижение темпов на 2%. При этом в животноводстве за счет реализации инвестиционных проектов прирост составит более 9%. Положительный вклад в формирование регионального продукта вносит потребительский спрос. В течение текущего года оборот розничной торговли находился в области положительных значений и по итогам 9 месяцев составил 104% (по РФ –102,6%).

В 2018 году наблюдается значительное увеличение темпов роста оплаты труда в сравнении с предыдущими периодами. По итогам 9 месяцев рост заработной платы составил 112,4% и впервые с 2015 года превысил среднероссийские темпы (111%). Обеспечен рост зарплат бюджетников в соответствии с «майскими» Указами, все целевые индикаторы достигаются в полном объеме. Рост доходов населения позволяет сохранять один из самых низких в стране уровней бедности. По этому показателю регион входит в 10-ку лучших субъектов. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума сейчас не превышает 9% (в РФ – 13%). На рынке труда наблюдается максимально низкий уровень безработицы.

По мнению Анатолия Букреева, достигнутый экономический потенциал и динамика развития макроэкономических показателей позволяют положительно прогнозировать перспективы социально-экономического развития области на 2019–2021 годы.

Далее докладчик отдельно остановился на ряде принципиальных показателей, влияющих, в том числе, на формирование бюджета. Так, анализ происходящих сегодня тенденций и изменений показывает, что в прогнозном периоде экономика области сохранит положительную динамику с темпами, превышающими общероссийский уровень. При этом среднегодовые темпы экономики области возрастут с 1,3% в предшествующем трехлетнем периоде до 3% в 2019–2021 годах. Росту валового продукта будут способствовать улучшение макроэкономической ситуации. Но определяющим фактором будет увеличением выпуска в базовых отраслях: промышленности и сельском хозяйстве, завершение инвестиционной фазы и выход на проектную мощность целого ряда инвестиционных проектов – прежде всего в электроэнергетике, пищепереработке, животноводстве и производстве оборудования. Всего ежегодный прирост объемов годового выпуска от реализации приоритетных инвестиционных проектов, запущенных в последнее время (77 проектов), достиг более 38 млрд. рублей (8% от общего объема промпроизводства области).

На протяжении всего прогнозного периода целевая задача, поставленная в Послании Президента о доведении доли инвестиций в валовом региональном продукте до 25 процентов, в области будет превышена на 3-4 процентных пункта. При этом Анатолий Букреев напомнил, что по итогам 2017 года доля инвестиций по области составляет 31% (по Российской Федерации – 21,2%).

Активизация инвестиционного роста, как рассказал докладчик, будет опираться на реализацию новых инструментов государственной поддержки инвестиционной деятельности. Это создание особой экономической зоны в Масловке и территории опережающего развития в городе Павловске. Также планируется подготовить региональный проект по повышению производительности труда и обеспечить внедрение стандарта конкуренции и моделей упрощения процедур ведения бизнеса. Еще одним приоритетным направлением в этой сфере должны стать меры по стимулированию инвестиционной активности малых и средних производственных предприятий. Планируется создание специализированных инвестиционных площадок на территории индустриальных парков и технопарков, обеспеченных необходимой инфраструктурой для новых производственных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства.

Помимо инвестиционной составляющей, еще одним не менее важным фактором для ускорения темпов роста экономики в прогнозном периоде будет старт реализации проектов цифровизации.

Структурной особенностью текущего прогнозного периода, заложенной в сценарных условиях правительства РФ, является сохранение целевого показателя инфляции на уровне 4 процентов. Это будет самый низкий уровень в современной истории. В связи с применением законодательных изменений по НДС в первом квартале 2019 года возможен временный незначительный рост цен с пиковым значением на уровне 5%, а по итогам года инфляция не превысит 4,5%.

На региональном уровне, как подчеркнул Анатолий Букреев, для сдерживания цен необходимо реализовать меры по ограничению роста регулируемых тарифов. В прогнозе учтены меры по индексации тарифов на уровне не выше инфляции. Так, в 2019 году рост совокупного платежа граждан за коммунальные услуги не должен превышать 2,4%, газа для населения – 1,4%, электроэнергии – 3,3%.

Было отмечено, что низкий инфляционный фон, рост экономики и потребительского спроса, реализация мероприятий по повышению оплаты в бюджетном секторе определяют возобновление роста реальных доходов населения. По итогам 9 месяцев рост заработной платы составил 12,4% (в среднем по стране – 11%). С учетом низкой инфляции реальный уровень оплаты труда сейчас 110,5% к уровню предыдущего года. Это фактически максимальные уровни реальных зарплат, которые фиксировались только в 2012 году. Прогнозируется, что положительная динамика реальных доходов населения будет наблюдаться во всем прогнозном периоде. В целом за три года реальное содержание оплаты труда возрастет на 5,4%.

Рост уровня заработной платы обеспечит увеличение размера среднемесячного дохода от трудовой деятельности. Данный показатель применяется в качестве целевого индикатора для установления заработных плат в бюджетной сфере в соответствии с «майскими» Указами. В 2019 году рост среднемесячного дохода от трудовой деятельности составит 106,2%, или 28,8 тыс. рублей.

Рост объемов производства, стабильно низкий инфляционный фон и улучшение условий кредитования, относительно благоприятная макроэкономическая ситуация, связанная с оптимальным обменным курсом национальной валюты, обеспечивают хорошие условия для наших производителей по повышению их конкурентоспособности по издержкам и создает условия для роста прибыли, добавил Анатолий Букреев. В результате по итогам 2017 года налогооблагаемая прибыль региональных предприятий возросла на 12%, в 2018 году ожидается рост порядка 17%.

Дальнейший прогноз по прибыли оценивается позитивно на уровне 4-7% в год. К 2021 году прогнозируется выйти на уровень 161 млрд. рублей налогооблагаемой прибыли. Это более чем в 2 раза превышает уровень, который область имела еще 6 лет назад (в 2012 году – 80 млрд. рублей). В целом прогноз на 2019–2021 годы – умеренно оптимистичен. Предусматривается сохранение положительной динамики в реальном секторе экономики области с более высокими, чем в среднем по стране темпами.

Выступая в качестве содокладчика, председатель Общественного совета департамента экономического развития области, профессор Борис Преображенский положительно оценил представленный прогноз социально-экономического развития, особо отметив такие направления, как рост заработной платы и ускорение промышленного производства.

Комментируя доклад, Александр Гусев отметил, что представленный прогноз сбалансирован, реалистичен и в известной мере консервативен.

– Для расчета параметров бюджета, наверное, этот подход правильный, предлагаю одобрить на нашем заседании правительства этот прогноз, но у нас есть стратегия развития до 2035 года. Цифры, которые мы ставим себе в стратегии, гораздо более амбициозные. Смотрите на текущее положение дел: ВВП РФ – около 100 триллионов рублей. Мы в этом году добьемся роста ВРП суммарно более 1 триллиона рублей, фактически наша доля в ВВП – 1%. Думаю, что для Воронежской области это показатель, на котором задерживаться нельзя, и мы должны стараться долю ВВП свою увеличить. Для этого рост в 2-3% ВРП для нас по большому счету неприемлем. И мы в своей стратегии до 2035 года ставили задачу обеспечивать рост, близкий к 5%. Поэтому мы в расчет основных показателей бюджета, безусловно, возьмем текущий прогноз, но в ключевых показателях эффективности руководителей и ИОГВ будут другие цифры. Наша с вами задача, в том числе, материальный стимул для решения этой задачи, будет заключаться в том, чтобы обеспечить рост, близкий к 5%. Понимаю, что в существующих условиях это задача архисложная. Но мы должны к этому стремиться, – подчеркнул глава региона.

Он также добавил, что важно обеспечить не снижение, а рост инвестиций в экономику области, несмотря на то, что объективно можно наблюдать временное снижение инвестиций.

– Да, у нас ушел крупный проект Нововоронежской АЭС – почти 40 млрд. рублей ежегодно. У нас закончилось строительство железнодорожного обхода – тоже существенные инвестиции со стороны государства. Но это проекты инфраструктурные, они, безусловно, на экономику области влияют, но в большей степени все-таки влияют прямые инвестиции в экономику. Наша задача – обеспечить как минимум замещение вот этих выпавших объемов инвестиций, задача максимум – обеспечить прирост. Поэтому я тоже прошу всех вас – влияйте на эти процессы, прошу активно в это включиться, – призвал участников заседания губернатор.

Отдельно он прокомментировал и реализацию национальных проектов.

– Это наши дополнительные возможности для того, чтобы улучшить какие-то показатели, прежде всего, социальные. Хотя значительная часть федеральных проектов проистекают из проектов национальных, касаются экономики региона. Мы достаточно активны в последние годы в решении и в исполнении государственных программ, которым выделяются определенные ресурсы. Механизм не сильно меняется. Меняются задачи, ключевые показатели, в какой-то мере, источники финансирования и объемы финансирования. Но механизм остается. Да, могут меняться нюансы взаимодействия с федеральными органами власти, но в целом по объемам средств, которые будут направляться на решение задач в рамках нацпроектов, по эффективности их освоения мы не должны себе брать никакого промежутка времени на адаптацию. У нас есть все условия для того, чтобы с 1 января активно включиться в эту работу. И подготовительная работа, которая сейчас идет, говорит о том, что мы сумеем это исполнить, – отметил Александр Гусев. – Работа предстоит большая, мы заявлены во всех национальных проектах, мы практически во всех федеральных проектах участвуем, кроме специальных, которые для определенных территорий вырабатываются. У нас есть все предпосылки с первого дня реализации этих проектов активно в них участвовать.

Также губернатор поставил задачу обеспечить рост заработных плат в регионе.

– Ключевой задачей для отраслевых ИОГВ, связанных напрямую с субъектами экономики, является обеспечение опережающего роста зарплаты по отношению к росту ВРП. Если мы себе ставим задачу: рост ВРП – 5%, то зарплаты должны расти выше 5%. Прошу всех руководителей отраслевых ИОГВ перед собой именно такую цель поставить и, соответственно, в общении, взаимодействии, в предоставлении мер поддержки, в том числе, финансовой, с подведомственными отраслями, с руководителями предприятий такие задачи совместно реализовывать, – сказал глава региона.

 

Вопросы:

Пока комментариев нет

Ваше имя:

Ваш комментарий:


* Ваш комментарий будет доступен для редактирования в течение - 10 Минут





16+