Газета Труд Черноземья

Старооскольский опыт – слагаемые успеха

Новый учебный год – решающий срок для многих представителей юного поколения России. На дорогу знаний выходят первоклассники, выпускники окончательно определяются с выбором будущей профессии...

Новый учебный год – решающий срок для многих представителей юного поколения России. На дорогу знаний выходят первоклассники, выпускники окончательно определяются с выбором будущей профессии. Старшее поколение - учителя тоже не сидят без дела: оценивают способности новых подопечных, решают, как лучше передать свои знания детям.
Школ много, и каждая по-своему уникальна. Однако сами педагоги признают одной из самых прогрессивных систем образования в Черноземье - Старооскольскую. Накануне Дня знаний мы решили рассказать о ней подробнее.


Система координат
Образовательное пространство Старооскольского городского округа – это 126 учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования детей. В его структуру входят также МОУ «Старооскольский межшкольный учебный комбинат», МУ «Старооскольский центр оценки качества образования», МОУ ДПО (ПК) «Старооскольский городской институт усовершенствования учителей», МОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения».
В общеобразовательной сети округа 55 учреждений. В школах обучаются более 23 тысяч школьников.
Общее количество педагогических работников - 3338 человек, из них в общеобразовательных учреждениях – 1873 педагога, учреждениях дошкольного образования - 1313 воспитателей, учреждениях дополнительного образования детей – 152 специалиста.
Совершенствование комплексных мер по обеспечению доступности дошкольного образования - важнейшая задача общей политики в Старооскольском городском округе, считает его руководство.
В связи с принятием в прошлом году областной целевой программы «Развитие образования Белгородской области на период 2011-2015 годы» была разработана и утверждена муниципальная целевая программа «Развитие образования Старооскольского городского округа на 2011-2015 годы». В нее вошли ряд подпрограмм: «Введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения», «Педагогические кадры», «Воспитание и дополнительное образование детей и подростков», «Здоровье», «Информатизация системы образования», «Развитие системы оценки качества образования», «Одаренные дети», «Развитие сети образовательных учреждений Старооскольского городского округа на 2011-2015 годы».
Для реализации этих подпрограмм 11 проектов, инициированных управлением образования администрацией Старооскольского городского округа, вошли в муниципальный портфель проектов на 2011 год.
- Главная цель всех спланированных программных и подпрограммных мероприятий - обеспечить условия для доступного и качественного образования, -говорит заместитель начальника управления образования администрации городского округа Наталья Зубарева. - В целях урегулирования образовательного процесса органами местного самоуправления утверждены административные регламенты, которые определяют прием и зачисление детей в образовательные учреждения, расположенные на территории нашего округа, ряд информационных услуг, прием заявлений, постановку на учет и зачисление детей в детские сады, организацию отдыха ребят в каникулярное время.
Среди приоритетов - обновление самого содержания образования; обеспечение социально-педагогической поддержки становления и развития личности обучающихся посредством введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения; создание механизмов устойчивого развития системы воспитания и дополнительного образования детей. Очень важно также усовершенствовать систему оценки качества образования. Необходимо работать по формированию среды, способствующей здоровому образу жизни участников образовательного процесса, созданию системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, вхождению муниципальной системы образования в единое информационное пространство Белгородской области и Российской Федерации на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий, обеспечение устойчивого системного развития муниципальной сети образовательных учреждений с учетом демографических и социально-экономических условий, сложившихся в нашем округе.
- У нас выработана оптимальная модель сетевого взаимодействия образовательных учреждений, - продолжает Наталья Николаевна. - Основными организационными моделями в сетевом взаимодействии округа стали базовая (опорная) школа, ассоциация образовательных учреждений, социокультурный комплекс и ресурсный центр.
В нашей образовательной сети три округа с ресурсным центром в каждом. Кроме того, есть десять школьных округов с базовыми школами, семь социокультурных комплексов и одна ассоциация. Сложившаяся система взаимодействия общеобразовательных учреждений как сетевых единиц показала, что для построения целостного и эффективного муниципального образовательного пространства в дальнейшем необходимо расширение сети: включение в нее муниципальных дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей, начального, среднего и высшего профессионального образования.
Важным эффектом сформированной муниципальной образовательной системы является создание условий для выбора индивидуальной образовательной траектории любым школьником независимо от места жительства. Каждый из школьных округов реализует 3-4 направления профильной подготовки, а в образовательном округе их реализуется около десяти. Профильное обучение осуществляется во всех средних школах округа. В 2010-2011 учебном году функционировало 113 профильных классов: 101 класс в городской и 12 классов в сельских территорий. Профильным обучением было охвачено 2684 старшеклассника. Ребята получают знания по физико-математическому, физико-химическому, химико-биологическому, социально-экономическому, социально-гуманитарному, филологическому, оборонно-спортивному, технико-технологическому, агро-технологическому и информационно-технологическому профилям.
Организовано также универсальное (непрофильное) обучение для 214 обучающихся. В 2010-2011 учебном году сформировано 107 классов, в которых осуществляется предпрофильная подготовка школьников: 85 классов в городской и 22 класса в сельской местности. В них обучаются 2283 человека, то есть большинство девятиклассников.
Благодаря этому в рейтинге общеобразовательных учреждений Белгородской области лучшими были признаны девять школ Старого Оскола.
Теперь школы оснащены новой компьютерной техникой, что открыло большие возможности, в том числе для так называемого удаленного образования. Так, в Центре дистанционного образования детей-инвалидов на базе Белгородского инженерного юношеского лицея-интерната с использованием дистанционных образовательных технологий обучается 21 школьник.
Обучающиеся Старооскольского городского округа успешно участвуют в олимпиадах и конкурсах различной направленности. 89 из них стали победителями и призерами регионального этапа, а семь - заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Также семь воспитанников учреждений дополнительного образования занесены во Всероссийскую энциклопедию «Одаренные дети – будущее России».
Такие показатели стали возможны благодаря совместной работе учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений при финансовой поддержке администрации городского округа, - уточняет Наталья Зубарева. – Это подтверждается тем, что прошлый учебный год успешно окончили выпускники 9-х и 11-х классов. Все без исключения ребята прошли государственную итоговую аттестацию и получили аттестаты об образовании.
К слову, для того, чтобы более полно информировать родителей о ходе госаттестации, непосредственно в школах работали общественные наблюдатели. Всего за ходом проведения экзамена в 9-х классах наблюдали 106 представителей родительских комитетов и управляющих советов общеобразовательных учреждений Старооскольского городского округа.

Это гордое имя – учитель!
В Старом Осколе понимают, что совершенствование системы образования зависит, прежде всего, от профессионального уровня и качества подготовки руководителей и педагогов.
Координационным центром методической поддержки дошкольного, общего и дополнительного образования детей в муниципалитете является МБОУ ДПО (ПК) «Старооскольский городской институт усовершенствования учителей». Учреждение располагает достаточными кадровыми, информационными и материально-техническими ресурсами для выполнения данной функции. Институт реализует 38 учебных программ курсов повышения квалификации по 33 направлениям, что позволяет удовлетворять основные потребности работников отрасли в непрерывном образовании.
Кадровый потенциал образовательных учреждений Старооскольского округа высок. Остается стабильно высоким и процент педагогов, имеющих квалификационные категории – 89 %. Почетные звания «Заслуженный учитель Российской Федерации» носят 37 человек, отраслевых наград удостоен 561 работник, орденов и медалей – 27, ученую степень кандидата педагогических наук имеют трое.
В минувшем учебном году 930 педагогов прошли курсы повышение квалификации.
В 2011 году воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №69 О.В Абдуллаева стала абсолютным победителем муниципального и областного конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года-2011», а за год до этого учитель-логопед муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №69 Н.С Шеховцова заняла первое место в областном конкурсе «Логопедическая шкатулка-2010».
Е.Н. Лащенова, учитель английского языка муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №40» одержала победу в областном конкурсе профессионального мастерства «Учитель года-2011». Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №34 с углубленным изучением отдельных предметов» - победитель областного конкурса «Школа года-2010» в номинации «Городское общеобразовательное учреждение». Первым в областном конкурсе «Школа будущего» стало муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №3». Призером в номинации «Директор сельского общеобразовательного учреждения» регионального этапа Всероссийского конкурса «Директор школы 2011» признана Т.В. Колесникова, директор муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная Незнамовская школа». В областном конкурсе «Учреждение года» «золото» досталось муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей «ЦРДДиЭ». Победителями конкурса на получение денежного поощрения - лучшими учителями в 2010 году в рамках реализации МППО - признаны В.М. Деренко, учитель математики муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №24 с углубленным изучением отдельных предметов», О.П. Моргунова, учитель английского языка муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №20 с углубленным изучением отдельных предметов». Команда МОУ ДОД «ЦРТДЮ №1» стала победителем областного этапа Всероссийского конкурса «Дебаты». Школьный библиотекарь муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей №3» Т.Л.Крылова - победитель областного конкурса на соискание премии губернатора Белгородской области «Призвание».
Экономическим стимулом повышения качества общего образования является новая система оплаты труда педагогов. По решению главы администрации Старооскольского городского округа Павла Евгеньевича Шишкина за последние девять месяцев заработная плата работников отрасли образования была повышена дважды: в сентябре 2010 года на 10% увеличены базовые оклады работников учреждений, финансируемых из муниципального бюджета, а в июле 2011 года на 20% повышен фонд оплаты труда работников учреждений всех уровней финансирования. В настоящее время средняя заработная плата воспитателя составляет 12 тысяч 225 рублей, педагога дополнительного образования – 11 тысяч 846, учителя – 19 тысяч 576 рублей, что практически приближено к среднему уровню заработной платы по экономике городского округа. Таким образом, в округе успешно выполняются рекомендации губернатора Белгородской области Евгения Степановича Савченко.

«Кирпичики» достижений
Для организации здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях округа с 2010 года создаются Центры содействия укреплению здоровья школьников. К началу 2011 года открыто шесть таких центров на базе муниципальных общеобразовательных учреждений, в 2011 году планируется открыть еще пять.
Системой здоровьеформирующей деятельности на базе таких Центров будет охвачено свыше 11 тысяч детей.
Проблемы организации доступного и качественного школьного питания тоже постоянно находятся в сфере внимания органов местного самоуправления.
В 2011 году Старооскольский городской округ, представлявший Белгородскую область, стал победителем конкурсного отбора субъектов Российской Федерации для реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждениях.
Организацию школьного питания в Старооскольском городском округе координирует управление образования администрации округа в тесном взаимодействии с иными ведомствами.
В настоящее время действуют две модели. Согласно первой, в 22 сельских школах питание обеспечивает непосредственно общеобразовательное учреждение. В 32 городских школах кормит учеников муниципальное унитарное предприятие «Камелия».
В образовательных учреждениях округа созданы необходимые предпосылки для перехода на новый качественный уровень, обеспечивающий выполнение государственного заказа на образование. На современном этапе местное педагогическое сообщество переходит к внедрению основных эффектов модернизации отрасли, полученных на предыдущем этапе и ставших базовыми для дальнейшего развития образования территории.

Малышам – сады!

За последние три года количество дошкольных образовательных учреждений в округе увеличилось, при этом сохранился их видовой диапазон - от классических детских садов – (их 15), до садов комбинированного, общеразвивающего и компенсирующего видов, присмотра и оздоровления, центров развития ребенка. Всего функционирует 59 ДОУ.
Дошкольным образованием в разных формах охвачены свыше десяти с половиной тысяч мальчишек и девчонок возраста от года до 7 лет.
В рамках реализации целевой программы «Развитие образования Старооскольского городского округа на 2011-2015 годы» в указанные сроки после строительства и реконструкции были открыты Городищенский, Котовский детские сады и дошкольное образовательное учреждение детский сад №42 «Малинка» в микрорайоне Олимпийский на 395 мест.
В первом квартале 2011 года начато строительство детского сада в микрорайоне Восточный на 280 мест, в микрорайоне Приборостроитель ведутся ремонтные работы в детском саду № 25, рассчитанном на 198 мест.
К началу нового учебного года планируется открытие еще пяти дополнительных групп на 60 мест в действующих дошкольных образовательных учреждениях, а также Сорокинского детского сада для 55 малышей.
В 2011 году два муниципальных дошкольных образовательных учреждения - детские сады №47 и №69 - приобретут статус автономных. В минувшем учебном году в режиме кратковременного пребывания - до трех с половиной часов - функционировало 36 групп для детей в возрасте от 5 до 7 лет. Свыше девяти тысячам воспитанников дошкольных учреждений предоставляются дополнительные образовательные услуги. Начиная с трехлетнего возраста, дети изучают иностранный язык.
Не оставлены без внимания представители юного поколения, нуждающиеся в коррекционной помощи. В двадцати семи детских садах функционируют 70 групп компенсирующей и оздоровительной направленности для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Администрация округа в прошедшем учебном году приобрела новейшее оборудование для коррекции зрения, слуха и речи детей, на что из местного бюджета выделено 2 миллиона 480 тысяч рублей.

Борис Владимиров
Белгородская область

 

Вопросы:

Пока комментариев нет

Ваше имя:

Ваш комментарий:


* Ваш комментарий будет доступен для редактирования в течение - 10 Минут





16+