Газета Труд Черноземья

Владимир Мигита: Утвердить бюджет и продолжить развитие Липецка

В последнее время внимание общественности сосредоточено на самой, пожалуй, важной для Липецка теме 2011 года – выборах главы города.

Несмотря на достаточно непростую ситуацию, в которой проходит компания, на ближайших перспективах областного центра она отразиться ни в коей мере не должна, убеждены руководители мэрии. Для этого, прежде всего, город должен войти в 2012 год с утвержденным бюджетом. Более подробно об этом газете «Труд-Черноземье» рассказал первый заместитель главы администрации города Липецка Владимир Мигита.

– Владимир Анатольевич, что стало основанием для опасений за бюджет?
– Затягивание сроков, в которые он должен быть рассмотрен. Проект бюджета, разработанный администрацией вовремя и в соответствии с положением «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса города Липецка», направлен для принятия решения в Липецкий городской Совет 31 октября.
Этот же нормативный акт обязывает власть представительную в течение пяти дней отреагировать ответом. Положительным – назначением сессии, которая должна определить дату проведения публичных слушаний по проекту бюджета, либо отрицательным – аргументированным возвращением документа на доработку. В течение пяти дней никакого официального ответа на свои обращения администрация от руководства горсовета не получила.
Лишь 10 ноября поступил запрос на дополнительные документы. Они были предоставлены мэрией немедленно. То есть какое-то движение началось, но стандартные сроки нарушены. В результате время на серьезную работу сокращается до минимума. Ведь публичные слушания, которые, к слову, в прошлом году состоялись уже 16 ноября, – лишь первый ее этап. От момента их объявления до даты проведения должно пройти десять дней для ознакомления с документами экспертов и общественности. После слушаний депутатам предстоит рассмотреть бюджет на профильных комиссиях, а затем принять в двух чтениях на разных сессиях, между которыми допускается месячный перерыв.
Внятного объяснения, почему горсовет откровенно задерживает столь важное решение и фактически не исполняет своих полномочий по бюджетному процессу, нет. Можно предположить, что это связано с развернувшейся в Липецке предвыборной борьбой за места в новый состав регионального парламента и за пост главы города, в которой активно участвуют отдельные народные избранники. Возможно, несостоятельным оказался почти полностью сменившийся в этом году и недостаточно квалифицированный аппарат горсовета, который отвечает за подготовку документов. Так или иначе, годами отработанная система дала опасный сбой.
– Чем это чревато для Липецка?
– Если мы войдем в следующий год без утвержденного бюджета, на все расходы города будет введен лимит. Они начнут финансироваться из расчета одной двенадцатой бюджетных ассигнований предыдущего года. Невозможным станет исполнение инвестиционных проектов, в том числе на условиях софинансирования с областью и Федерацией, целевых городских программ, заключение годовых контрактов на реализацию муниципалитетом своих полномочий. Под вопросом и плановое повышение зарплат работникам бюджетной сферы. Это явный шаг назад в развитии областного центра.
Между тем, бюджет Липецка – 2012 полон сложностей и без искусственно создаваемых проблем. Он верстался в условиях достаточно жестко измененных законодателем «правил игры». С 1 января в городскую казну перестанет поступать транспортный налог. Два года назад он был передан муниципалитету как практически безнадежный с солидным долгом в 100 млн. рублей. По инициативе главы Липецка Михаила Гулевского не раз по этому поводу проводились организационные совещания со всеми задействованными в цепочке административными структурами. Была разработана эффективная схема взаимодействия различных ведомств. В результате сбор транспортного налога составил 101%. Получен доход в 298 млн. рублей. В следующем году на эти деньги мы рассчитывать уже не сможем.
– Но ведь главным для города в последнее время был подоходный налог?
– Вы правы, но и здесь произошли существенные изменения. Судите сами. По сравнению с 2011 годом на 10% (с 31,6 до 22), а в денежном выражении на треть городу снижен норматив отчислений от налога на доходы физических лиц, который был основным источником пополнения бюджета Липецка. Потери – 766 млн. рублей. За прошедшие четыре года этот норматив уменьшился почти вдвое. Впервые по объемам сборов подоходный налог смещается на второе место и уступает лидерство земельному.
Кроме того, с 2012 года вместе с финансовым обеспечением на региональный уровень от муниципалитетов передаются полномочия по организации всех видов медицинской помощи. Правда, из-за сложной процедуры оформления имущественного комплекса отрасли по решению областного руководства для Липецка и Ельца этот срок отодвинут на год. Следующие двенадцать месяцев наши города еще будут получать субвенции на нужды здравоохранения.
– К чему приводит постоянно меняющийся сценарий подготовки бюджета?
– Достаточно назвать величину собственных доходов Липецка: в 2011 году они равны 5,4 млрд. рублей, в 2012 прогнозируются на уровне 4,6 миллиарда. Остальной объем бюджета при условии его своевременного утверждения горсоветом будет сформирован с помощью безвозмездных поступлений на целевые программы из области и федерального центра. Однако это не позволит ему стать бездифицитным, как планировалось еще год назад. Превышение расходов над доходами ожидается в размере 403 млн. рублей. А, значит, неизбежно вырастут суммы заимствований и долговых обязательств. Уже сегодня администрация берет кредит на 250 млн. рублей под 8,1% годовых, чтобы обеспечить нормальное функционирование городского хозяйства в первые месяцы 2012-го.
Но беда даже не в этом. Если исключить другие возможные «сюрпризы», с ней город способен справится в течение нескольких последующих лет и к 2014 году вновь выйти на бездифицитный бюджет. Потенциал для этого есть. Главная проблема возникает с исполнением стратегических проектов. Потери отразятся на темпах модернизации коммунальной и социальной инфраструктуры, в том числе на сроках возведения новых детских садов и школ. Свою обеспокоенность этим обстоятельством в октябре на всероссийском совещании по правовым основам местного самоуправления высказал глава Липецка Михаил Гулевский. За последние 10 лет не было ни одного года, когда бы не менялись правила закрепления за муниципалитетом налоговых доходов. Эта неопределенность затрудняет долгосрочное планирование бюджетных расходов и перспективное развитие территорий.
– Каковы ваши прогнозы по дальнейшему развитию событий?
– Поймите правильно, я не склонен сгущать краски. Катастрофы не произойдет в любом случае – утвердим мы основной финансовый документ в декабре, или нет. Но второй вариант чреват серьезными потерями и упущенными возможностями. Поэтому пока есть шанс войти в нормальный бюджетный процесс, нельзя его упускать. Совместными усилиями исполнительной и представительной власти сделать это еще реально. В администрации города рассчитывают на конструктивный подход коллег к решению вопроса, затрагивающего интересы всех жителей областного центра.

Александр Владимиров
Липецк

 

Вопросы:

Пока комментариев нет

Ваше имя:

Ваш комментарий:


* Ваш комментарий будет доступен для редактирования в течение - 10 Минут





16+