Газета Труд Черноземья

Иван Коптев: Нужны рабочие руки и техническое перевооружение

Федеральное государственное унитарное предприятие «Воронежский механический завод» является филиалом ФГУП «ГКНПЦ им. М.В.Хруничева», который входит в структуру Федерального космического агентства.

Основным видом деятельности предприятия остается производство ракетных двигателей на жидком топливе. Кроме того, широкопрофильное предприятие, имеющее многолетний опыт в машиностроении, выпускает продукцию и для других отраслей промышленности. Сегодня завод практически восстановил докризисный уровень производства, но для того, чтобы сделать значительный, качественный шаг вперед, ему необходимо провести серьезное техническое перевооружение и восполнить дефицит рабочих кадров.
О том, какие изменения происходят в жизни завода, мы попросили рассказать генерального директора ВМЗ Ивана Тихоновича Коптева.


Предприятие в условиях рыночной экономики не оставляет попыток сделать что-то полезное. Но мы целиком зависим от внешних условий, а они постоянно меняются: то кризис, то преодоление его последствий. И если в 2010 году негативные проявления кризиса еще были ощутимы, то в 2011-м, особенно во второй половине, его отголоски практически стерлись из нашей памяти. Сегодня наблюдается постепенное увеличение объемов производства гражданской продукции. Основные ее потребители, а это в первую очередь Газпром и его дочерние нефтегазодобывающие предприятия, начали активно себя вести, и мы постепенно выходим на те объемы производства, которые были в докризисное время. Если в прежние, благополучные годы по этому направлению завод производил продукции на 500 млн. рублей в год, то во время спада снизил объемы до 200 млн. рублей. В этом году мы планируем (еще целый месяц работать) выйти на 450 млн. рублей. А на следующий год просматривается перспектива увеличения объемов до 600 млн. рублей.
Горький опыт прошедшего кризиса со всей очевидностью показал, что надо делать разнообразную продукцию даже по такому направлению, как нефтегазодобыча. Поэтому в последние годы мы усиленно занимаемся диверсификацией производства. Завод освоил выпуск новой продукции – комплекса подземного оборудования для устранения аварий на нефтяных и газовых месторождениях. Дистанционная станция на разное количество веток (12, 15 направлений) позволяет управлять работой скважины на расстоянии, без непосредственного участия человека, и своевременно выключать систему, не допуская взрывоопасной ситуации. В этом же направлении нами освоен еще один вид оборудования – превентор. Он предназначен для гашения пламени в случае нештатной ситуации и недопущения пожара и взрыва на скважине.
Завод не оставляет и изготовление фонтанной арматуры, особенно на большие давления – 1050, 700 и 350 атмосфер. К более низким давлениям мы подходим весьма избирательно, поскольку в последнее время у нас появилось немало конкурентов – небольших предприятий, которые занимаются изготовлением всевозможной арматуры для нефтегазового комплекса. А начинают они с самого простого – фонтанной арматуры низкого давления: до 140 атмосфер. Соответственно, конкуренция в этом секторе высокая, и цены, которые нас не устраивают.
Следующее направление, по которому завод работает уже десять лет, – это производство узлов и агрегатов для дизельных локомотивов по заказу ОАО «Коломенский завод» для ОАО «РЖД». Здесь перед кризисом мы доходили до 300 млн. рублей общего годового объема выпуска продукции, поставляли в Коломну до 30 комплектов оборудования в год. В 2008 году произошло снижение до 96 млн. рублей. Сейчас идет постепенное увеличение объемов, думаю, в 2012 году подойдем к докризисным показателям.
Номенклатура здесь постоянная, потому что продукция серийная, и наши коломенские партнеры заинтересованы иметь постоянного, проверенного, надежного поставщика, каковым является Воронежский механический завод. Надеюсь, нас будут и дальше связывать долгосрочные взаимовыгодные отношения.
Кроме того, завод по-прежнему занимается выпуском авиационной техники. Правда, за последние 20 лет мы вплотную приблизились к ситуации, когда дальше продолжать делать авиационные двигатели стало невозможно. Универсальное оборудование, на котором изготавливается эта чрезвычайно сложная и точная техника, практически полностью изношено и использоваться уже не может. Поэтому мы предупредили все заинтересованные организации, в том числе и Министерство промышленности и торговли РФ, о том, что без проведения технического перевооружения и реконструкции предприятия производство авиационных двигателей будет прекращено.
Учитывая, что своих денежных средств на эти цели завод не имеет, нужно думать об их вливании со стороны. Например, от такой мощной организации, как ОАО «Вертолеты России» – одного из мировых лидеров вертолетостроительной отрасли. Эта фирма уже обращалась к нам по поводу изготовления двигателя М9-ФВ на вертолет МИ-34 КБ ОАО «МВЗ имени М.Л.Миля».
По авиационному направлению в поле зрения завода остается выпуск редукторов ВР-226 на вертолет КА-226 для акционерного общества «Камов». В качестве запчастей – компрессоры АК-50, которые имеют определенный срок службы и, соответственно, подлежат замене на самолетах и вертолетах. Причем, потребность в этом виде изделий увеличивается год от года. Видимо, техническое состояние авиационного парка, который эксплуатируется у нас в стране и за рубежом, подошло к тому рубежу, когда эти агрегаты отслужили свой срок и их пора менять. В ближайшей перспективе ВМЗ готов (и уже заключены договоры) выпускать до 600 компрессоров в год. Предприятие может делать и другие запасные части к авиационным двигателям, которые востребованы на рынке, а также способно само проводить ремонт двигателей и подтверждать их послеремонтное качество.
Хочу заметить, что по линии авиации кризис практически не повлиял на ситуацию с объемами производства – здесь мы стабильно имеем около 200 млн. рублей в год.
Учитывая увеличение объемов производства и необходимость их выполнения, мы заинтересованы в наборе рабочих кадров (в основном это специальности станочников) с перспективой роста заработной платы процентов на 15. Устойчивость завода в направлении выпуска гражданской продукции на 2012 год – гарантирована.
– На заводе вообще не хватает людей или только рабочих специальностей?
– С инженерно-техническим составом обстановка более-менее благополучная. Воронежский технический университет, главный поставщик инженерных кадров, работает в нормальном ритме, тем более что на нашей территории действуют две кафедры политеха – технологии машиностроения и ракетных двигателей (в КБХА). И те, и другие специалисты нам нужны, за счет них мы практически решаем задачу пополнения ИТР. А вот нехватка рабочих кадров ощущается сегодня чрезвычайно остро.
Раньше у нас было базовое профтехучилище, которое готовило слесарей, станочников широкого профиля – токарей, фрезеровщиков, расточников. В 90-е годы, когда объемы производства по всем промышленным предприятиям резко упали, потребность в рабочих специальностях сошла на нет. Училище, которое стало именоваться колледжем профессионального обучения, экономики и сервиса, в соответствии с потребностями рынка тоже «перестроилось» и стало выпускать поваров, кондитеров, слесарей по ремонту автомобилей. После такого ухода в сторону вернуться на прежние рельсы ему теперь трудно. Тем более что оборудование, на котором готовили специалистов, порядком устарело.
Сейчас остро встает вопрос о создании регионального центра по подготовке рабочих кадров. Мы давно выступаем с предложением к областному правительству принять участие в его организации на базе бывшего профтехучилища ВМЗ. Более того, мы провели переговоры с генеральным директором центра им. М.В.Хруничева Владимиром Евгеньевичем Нестеровым по поводу создания в Воронеже означенного центра. Предложение получило «добро», наш вышестоящий руководитель готов даже профинансировать какую-то часть затрат на начало работ. Остается в масштабах области привлечь к участию в проекте другие промышленные предприятия – «Созвездие», «Электроприбор», «Электросигнал», ВАСО. С учетом увеличения количества заказов по линии Минобороны эти заводы находятся сейчас на значительном подъеме и также крайне нуждаются в рабочих руках. Однако дело с открытием центра пока никак не сдвинется с мертвой точки.
В рамках программы развития космической отрасли нам выделяются средства на закупку современного оборудования, появляются новые станки, все они, как правило, с программным управлением, но работать на них практически некому. Даже несмотря на приличную по меркам региона зарплату в 25-30 тысяч рублей.
– Но молодой рабочий, видимо, не сразу сможет зарабатывать такие суммы?
– Конечно, нет. Первоначально он получает тысяч 10–12. Но есть перспектива роста как квалификации, так и зарплаты. Чтобы получить хорошего специалиста, нужно время – лет пять, в лучшем случае, если молодой человек имеет определенные трудовые наклонности, – три года. Однако для нашей молодежи и этот срок слишком долгий, она хочет получать сразу и много, а потому долго на заводе не задерживается.
Проанализировав складывающуюся ситуацию с притоком молодого поколения на рабочие специальности, мы пришли к выводу, что брать учеников, затрачивать солидные средства на их обучение, предоставлять всяческие льготы – нецелесообразно. Потому что в большинстве случаев они, будучи уже молодыми рабочими и набравшись маломальского опыта, через год-полтора уходят с завода, найдя себе работу в какой-нибудь «шарашке», где «белая» зарплата не больше МРОТа, а остальное они получают в конвертах наличными. И это несмотря на то, что на заводе им предоставляются все социальные гарантии и выполняются требования КЗОТа. В 20-25 лет им это не интересно, дескать, до пенсии далеко, они думают, что всю жизнь будут молодыми.
– Как же «привязать» рабочую молодежь к предприятию?
– Хороший стимул привлекать трудящихся на завод – это жилье. В былые времена приток рабочих осуществлялся в большой степени за счет жителей сельской местности. Благодаря тому, что завод имел общежития, молодой человек, поступивший на работу, имел возможность найти в городе пристанище. Сегодня весь жилищный фонд мы передали в муниципальную собственность – государственным унитарным предприятиям строительство жилья запрещено по закону. Привлечь рабочую силу со стороны мы можем лишь хорошей зарплатой.
Сейчас мы внимательно изучаем действующее законодательство с тем, чтобы в обязательном порядке заключать с поступающим на работу учеником договор, в котором бы указывалось, что он обязан отработать на предприятии определенное время. С тем, чтобы своим трудом вернуть средства, затраченные на его обучение. Если хочет уйти раньше – пусть отдаст обусловленную в договоре сумму, которая была потрачена на его подготовку.
Считаем, что создание центра подготовки рабочих кадров жизненно необходимо, и если сегодня мы эту работу не проведем, завтра работать будет некому. Наша отрасль – одна из немногих, готовых подхватить флаг модернизации экономики. Еще остался какой-то потенциал, и если мы не подкрепим его рабочими кадрами, то и ИТРовцам на заводах делать будет нечего. Создав центр, мы будем действовать целенаправленно, заключать договора на 3-5 лет, чтобы человек, получив профессию, отработал положенный срок на нашем предприятии, а не трудился за наш счет на чужого дядю.
В чем еще выгода создания центра именно на базе нашего бывшего профтехучилища? Есть площади, есть мастерские, частично есть оборудование, есть учебные программы, которые надо только обновить, модернизировать, подстроить под новые задачи, которые предстоит решать с точки зрения обучения. Тем более что руководство колледжа проявляет интерес к нашей инициативе и готово заняться подбором нужных преподавательских кадров.

Николай Провоторов
Воронеж

 

Вопросы:

Пока комментариев нет

Ваше имя:

Ваш комментарий:


* Ваш комментарий будет доступен для редактирования в течение - 10 Минут





16+