Газета Труд Черноземья

Деньги идут за пациентом

Глава Минздравсоцразвития РФ Татьяна Голикова на прошедшем 15 февраля в правительстве страны совещании по демографической политике и реализации региональных программ модернизации здравоохранения выделила...

Глава Минздравсоцразвития РФ Татьяна Голикова на прошедшем 15 февраля в правительстве страны совещании по демографической политике и реализации региональных программ модернизации здравоохранения выделила область в числе семи регионов Российской Федерации, которые продемонстрировали наиболее успешную работу. На этом же совещании премьер-министром Владимиром Владимировичем Путиным было дано поручение премировать наиболее отличившиеся территории, распределив между ними 5 млрд рублей федеральных средств. О переменах в отрасли рассказал директор Воронежского ТФОМС Дмитрий Автономов.

– Каковы итоги первого года реформирования российского здравоохранения, начала ли система в полной мере работать на застрахованных?
– С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Он определил новые подходы к оказанию бесплатной медицинской помощи и новые принципы финансового обеспечения системы здравоохранения.
В ОМС реально заработало право выбора страховых медицинских организаций. Формально это право у гражданина было и до принятия нового закона, но реально выбор за работающих граждан осуществлял работодатель, а за неработающих – соответствующий орган исполнительной власти субъекта Федерации.
Согласно новому закону выбор осуществляет только гражданин и своим решением приводит в действие важный рыночный механизм – «деньги идут за пациентом». Нормы нового закона обеспечивают реальную конкуренцию между страховыми медицинскими организациями за застрахованных граждан, имеющих полис обязательного медицинского страхования — «чековую книжку» за предоставляемую медицинскую помощь.
Важное обстоятельство закона – с 2011 года установлен уведомительный принцип участия в программе ОМС. Эта норма открывает дорогу в систему обязательного медицинского страхования медорганизациям с любой формой собственности. К 1 сентября 2011 года количество медицинских организаций, заявившихся на участие в Территориальной программе ОМС Воронежской области, увеличилось на 16%. Причем все 100% «новичков» – это частные медицинские организации.
С одной стороны, данная тенденция характеризует повышение качества и доступности оказания медицинской помощи, а с другой – более эффективное распределение ресурсов системы ОМС. С 2013 года в тариф ОМС войдет большей статьей, и мы ожидаем, что прирост частных медучреждений, работающих в территориальной программе ОМС, будет еще более значительным.

– Как будет идти отбор на рынке страховых компаний?
– С 2011 года законом изменены требования к размеру уставного капитала страховой медицинской организации (СМО). Рассматривая вес уставного капитала как критерий эффективности страховых компаний, новый закон запустил процесс укрупнения СМО и, как следствие, удаления «слабых игроков» со страхового поля в системе ОМС. Недопустимо, чтобы к тем, кто несет ответственность за самое ценное – за здоровье – требования были ниже, чем к тем, кто страхует машины. Воронежских СМО этот процесс не коснулся, что лишь еще раз подтверждает качественный потенциал системы обязательного медицинского страхования региона.
С 1 мая 2011 года начата выдача полисов нового образца. Новая технология ориентирована на создание и поддержание единой общероссийской информационной базы застрахованных, и обеспечивает защиту интересов человека при получении медицинской помощи. База позволяет осуществлять постоянный контроль за использованием средств ОМС, определять качественные и количественные характеристики потребности населения в медицинских услугах.

– Сегодня оказание государственных услуг во многом из кабинетов переносится в интернет-пространство. Это экономит время и для многих более удобно. Вы не планируете что-либо подобное?
– В 2011 году Воронежский ТФОМС принял активное участие как один из четырех пилотных регионов в отработке внедряемой ФОМС технологии выдачи «электронных» полисов в рамках подготовки системы ОМС к переходу на универсальную «электронную» карту. На сегодняшний день выдано более 2,5 тысяч таких полисов.
Пользуясь случаем, отмечу, что полис обязательного медицинского страхования старого образца остается действующим. Новые полисы, в основном, выданы новорожденным детям, а также гражданам, изменившим фамилию, имя, отчество, переехавшим из другого города. С 2014 года полис ОМС станет приложением к универсальной электронной карте.

– Как можно определить главное изменение в системе ОМС?
– Ключевое событие 2011 года – гражданин теперь вправе осуществлять и выбор врача, и медицинской организации, что будет способствовать развитию конкуренции между медучреждениями и повышению качества медицинской помощи.
Еще одна важная тема – устранено разграничение полномочий по оказанию медицинской помощи по уровням: федеральный, субъектовый и муниципальный. Принятое решение о передаче полномочий в сфере здравоохранения на региональный уровень направлено на формирование сбалансированной системы оказания медицинской помощи, основанной на единых принципах.
Статьей 100 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» 2012 год предусмотрен как переходный период для передачи полномочий до 1 января 2013 года. С программами модернизации здравоохранения это связано напрямую – это означает создание в ближайшем будущем межмуниципальных медучреждений региона и приближение помощи к конкретному пациенту.
Важным решением 2011 года стало принятие Федерального закона №354-ФЗ «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения». Реализация этого закона в 2012 году обеспечит увеличение финансового ресурса системы ОМС региона на 1139,1 млн. руб.

– Это как-то увязывается с программой модернизации здравоохранения?
– Конечно. Период реализации программных мероприятий является переходным периодом для всей отрасли в целом и направлен на повышение материально-технического уровня, внедрения современных информационных технологий и кадрового наполнения отрасли, необходимого для применения с 2013 года современных стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи.
На финансирование воронежской региональной программы модернизации здравоохранения из средств системы ОМС в 2011 году было направлено 2829,1 млн. рублей. В том числе, на укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения – 1805,9 млн. рублей, на внедрение современных информационных систем в здравоохранении – 131,2 млн. руб., на внедрение стандартов оказания медицинской помощи – 629,6 млн. руб., на повышение доступности медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами – 263,6 млн.руб.
В рамках региональной программы модернизации здравоохранения в течение 2011 года из средств ОМС оплачена диспансеризация 16507 школьников.
Профинансированы контракты на приобретение медицинской техники на сумму 127 млн. рублей.
Введены в эксплуатацию и оснащены оборудованием перинатальный и кардиоцентры; три межрайонных акушерских центра; 12 медико-социальных центров поддержки беременных; три центра охраны зрения детей; первичный сосудистый центр; 4 диагностических центра; 5 урологических центров; 14 офисов врачей общей практики.
Оснащены аппаратами искусственной вентиляции легких для новорожденных и инкубаторами для выхаживания недоношенных детей все акушерские отделения районных больниц области.
Финансирование мероприятий по внедрению стандартов медицинской помощи, повышению доступности амбулаторной помощи в рамках региональной программы обеспечили повышение уровня заработной платы врачей на 10,6 %, среднего медицинского персонала – на 14,9%. В целом увеличение заработной платы в 2011 году коснулось медицинских работников по 45 специальностям
Всего с учетом всех законодательных новаций 2011 года сумма средств, поступившая в систему обязательного медицинского страхования Воронежской области, увеличилось на 54,3%. Это 3623,4 млн. руб.
Сумма страховых взносов, перечисленных в бюджет ТФОМС в 2011 году на ОМС работающего населения, по сравнению с 2010 годом выросла на 42,6%; имело значение законодательное изменение ставки, по которой денежные средства зачисляются в систему ОМС, с 3,1% до 5,1 %.
Увеличение страховых взносов на ОМС неработающего населения области в 2011 году составило 6,6%. В бюджете ТФОМС на 2012 год заложено увеличение по данной статье доходов в размере 40,6%.
Сумма средств, полученная ТФОМС в 2011 году на реализацию региональной программы «Модернизация здравоохранения Воронежской области на 2011 – 2012 годы» – 2624,2 млн. рублей.
Дополнительные средства в размере 107 млн. рублей были выделены Территориальному фонду ОМС Воронежской области в качестве стимулирующей выплаты субъекту, вошедшему в число семи субъектов Российской Федерации, обеспечивших не менее 80% выполнения показателей комплексной оценки эффективности реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.

– Это очень существенное увеличение финансирования. Но вот насколько эффективными будут такие вложения ? Вы планируете отслеживать, как используются выделенные средства?
– Усилия государства, правительства области, фонда по привлечению этих средств на территорию, адресному распределению на цели охраны здоровья воронежских граждан не должны быть обесценены нерациональным расходованием.
В 2011 году в системе ОМС проведены 64 проверки целевого и рационального использования средств в 51 медицинской организации области и около 3 миллионов экспертиз в рамках контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
В результате принятых мер в системе ОМС восстановлено 9,6 млн. рублей.
Итогом осуществления всей совокупности мер, предпринятых регионом по реализации государственной политики, направленной на повышение качества и доступности для российских граждан бесплатной медицинской помощи, модернизацию здравоохранения и демографическое развитие, стало снижение в 2011 году естественной убыли населения Воронежской области с 6,8% до 5,7%, материнской смертности – до уровня 8,4% от 12,6% в 2010 году, младенческой смертности – с 7,0% до 6,3%, территориальной заболеваемости туберкулезом – на 10,8%. Значительно снизился уровень смертности населения в трудоспособном возрасте и общей смертности населения, госпитальной летальности от острого инфаркта миокарда – на 14,3%, острого нарушения мозгового кровообращения – на 1,7%, стабилизированы показатели смертности от онкологических заболеваний, дорожно-транспортных происшествий.

– Цифры впечатляют. Вы довольны такими итогами?
– Оценку нашей работе даст население, которое уже в этом году должно почувствовать позитивные изменения. Что касается оценки работы со стороны правительства РФ, то в конце февраля с целью подведения итогов работы по реформированию системы ОМС Воронежскую область посетил председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования Андрей Юрин. Он также отметил высокий профессионализм и качество работы Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области, которые будут учтены при установлении размера дотаций территории из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Государственная политика охраны здоровья граждан на национальном уровне прочно интегрирована в общую стратегию развития страны, и здоровье населения стало учитываться как реальный стратегический ресурс государства, важнейший фактор экономического подъема, охватывающего сегодня все регионы России.

Елена Трегубова
Воронеж

 

Вопросы:

Пока комментариев нет

Ваше имя:

Ваш комментарий:


* Ваш комментарий будет доступен для редактирования в течение - 10 Минут





16+